Агрегат для производства метана сконструировали и испытали инженеры-энтузиасты из города Бар на Виннитчине. Его рабочее название — «Бочка». Произведенное на нем топливо стоит в 10 раз дешевле по сравнению с тем, которое продают на газовых заправках. Правда, при заправке автомобилей возникают определенные неудобства.

Изготавливали газовый генератор на местном машиностроительном заводе, где энтузиасты, создавшие частное предприятие, арендуют помещение.

— Раньше наши инженеры занимались тепловыми котлами, это один из видов продукции машино-строительного, — рассказал менеджер частного предприятия Владимир Крыжанивский. — На основе знаний и полученного опыта разработали «Бочку».

Апробировали известный метод

— Метод производства метана хорошо известен, — продолжает Владимир Крыжанивский. — Решили апробировать его на практике. Получилось.

По словам собеседника, газ получают из двух компонентов — отработанных автомобильных масел и дистиллированной воды. Размещают их в отдельные отсеки. Агрегат подключают к электросети. Во время синтеза образовывается концентрированный метан.

С помощью манометра задают необходимые параметры. Дальше автоматика регулирует давление, ограничивает его на нужной отметке.

— Такое горючее — концентрированный метан — экологически чистое, — подчеркивает Владимир Крыжанивский. — Не выделяет вредных отходов, поэтому не образовывает угарные выбросы.

Минусом называют тот факт, что не имеет ни запаха, ни цвета. При возможной утечке создает опасность.

Собеседник объяснил, что метан совместим с другими видами газа. Им можно дозаправлять автомобиль, добавлять к пропану или бутану.

Под собственным давлением

Менеджер познакомил с человеком, который уже использует агрегат, то есть производит с его помощью газ и заправляет им свое авто.

Алексей, у которого есть «Бочка», рассказал о преимуществах и недостатках агрегата, продемонстрировал заправку автомобиля.

— Генератор стоит в гараже, — говорит он. — Чтобы получить газ, загружаю необходимые компоненты — отработанных масел хватает, их можно за копейки приобрести на любой станции техобслуживания автомобилей, дистилевка в аптеке тоже не дефицит, продают недорого. Вилку шнура вставляю в розетку. Начинается процесс синтеза.

В «Бочке» предусмотрено место для шнура с газовым пистолетом. Для заправки пистолет вставляется в автомобиль. «Пшикнул — и поехал», — говорит Алексей. Агрегат не выключает. Накопление газа продолжается, когда мужчина занят другими делами.

— Уникальность агрегата в том, что газ поступает из «Бочки» в баллон под собственным давлением, — рассказывает Алексей.

Автомобиль моего собеседника переоборудован для заправки пропаном. Он утверждает, что с метаном пропан «не поссорился».

— Не знал, как отреагирует двигатель на метан, — говорит Алексей. — Во время поездки автомобиль легко стартовал и набирал скорость так, словно работал на хорошем бензине.

По крайней мере так утверждает собеседник.

Намного дешевле

«Бочку» может приобрести каждый желающий. Правда, продают без газового пистолета и баллона. Алексей уточнил, что пистолет купил в одном из интернет-магазинов за 700 гривен. Баллон обошелся ему в 300 гривен. Стоимость «Бочки» эквивалентна 500 долларам.

На вопрос, что не нравится, мужчина отвечает: одного стандартного баллона мало для поездки на дальние расстояния. Примерно на 50 километров пробега хватает. Если ездить в черте города — это нормально, а в дальнюю дорогу заполняет баллон уже обычным пропаном, которым заправлял авто раньше.

— Можно бы забросить в багажник еще один баллон, — говорит Алексей. — Но это не выход, потому что тогда не останется свободного места.

По словам авторов новинки, стоимость заправки на 100 километров проезда на газу, произведенном на агрегате «Бочка», стоит 15 гривен. Это примерно в десять раз дешевле, чем заправлять автомобиль другими видами газа.

По словам Владимира Крыжанивского, новинку демонстрировали в июне этого года на Всеукраинской выставке по энергосбережению. Авторы разработки утверждают, что устройство имеет необходимые разрешительные документы на его использование.

Комментарий

Виктор БЕЛИЧЕНКО, доктор технических наук, заведующий кафедрой ВНТУ:

— Существенной разницы между двумя видами газа нет. Авто заправляют как сжиженным газом, а это пропан или бутан, так и сжатым метаном. Правда, метан используют реже. Причина в том, что для его заправки нужно больше емкостей. На некоторых грузовых авто можно видеть по 5—8 баллонов. Это для метана. Это главная причина, почему автомобилисты значительно реже пользуются метаном, чем другими видами газа.

Процесс производства метана на самом деле не нов. Высокая стоимость на горючее заставляет энтузиастов искать альтернативу. Надо обязательно помнить, что метан — газ без запаха и цвета, и он взрывоопасен.

Фото Виктора БАЗАЯ.