Тревожная ситуация на таможне стала причиной того, что члены Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики пригласили на заседание председателя Государственной таможенной службы Максима Нефедова. У народных избранников возникло много вопросов как к некоторым кадровым назначениям, так и относительно существенного снижения уровня платежей.

В частности, в сентябре в госбюджет таможня перечислила 31 млрд гривен, что составляет 87,4 процента от плановых показателей, невыполнение — 4,5 млрд гривен.

Кроме того, народный депутат Александр Дубинский раскритиковал потенциально возможное назначение исполняющим обязанности руководителя Волынской таможни и, соответственно, перевод из ГФС в новую таможню экс-руководителя Черниговской таможни Александра Шавлака, Закарпатской — Николая Ясевича, Львовской — Владимира Цабака. По мнению Александра Дубинского, они ранее фигурировали в скандалах, связанных с контрабандой.

Максим Нефедов призвал народных избранников, у которых имеются компрометирующие материалы на потенциальных новых руководителей региональных таможен, предоставить их правоохранительным органам.

В конце концов, спор между Александром Дубинским и Максимом Нефедовым завершился тем, что народный депутат предложил комитету выразить политическое недоверие председателю Государственной таможенной службы. Впрочем, комитет перенес голосование на 31 октября, и на момент верстки номера решение еще не было принято.

Между тем Максим Нефедов считает необоснованными обвинения в его адрес. «Сегодня таможня — это не работающий орган. Все, что можно было развалить, развалили. И не только взяточничеством, но и разрушением инфраструктуры. Таможенную службу надо создавать с нуля, а не реорганизовывать», — пояснил М. Нефедов, который был назначен председателем службы 15 июля этого года.

Напомним, в декабре 2012-го правительство объединило таможню и налоговую в Министерство доходов и сборов. После Революции Достоинства его ликвидировали. На базе министерства восстановили Государственную налоговую службу и Государственную таможенную службу. Однако уже в мае 2014 года Кабмин изменил свою мнение и создал Государственную фискальную службу, которая объединила в себе таможню и налоговую. В конце 2018-го Минфин заявил, что ГФС снова разделят на налоговую и таможенную службы.

Важно вспомнить и значительное снижение уровня таможенных платежей, которое наблюдается в последнее время. По словам М. Нефедова, причиной этого являются объективные факторы, а не то, что пришел новый руководитель (собственно, по его словам, обновлен пока только центральный офис). В частности, на уменьшение средств от таможни повлияло: укрепление курса гривни; ограничительные меры в торговле между Украиной и Российской Федерацией; введение с января текущего года освобождения от налогообложения НДС импорта солнечных панелей, ветроэнергетических установок и трансформаторов; уменьшение с января 2016-го на протяжении 10 лет до нулевого уровня ставок ввозной (вывозной) пошлины на товары происхождением из ЕС в рамках Соглашения об ассоциации.

Также комитет рассмотрел и поддержал в целом и за основу законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и проведения первой государственной регистрации транспортных средств» относительно международных экологических требований для некоторых транспортных средств № 2078-1. Документом предлагается отсрочить внедрение экологического стандарта «ЕВРО-6» до 2025 года. По мнению авторов изменений в закон, удешевление стоимости транспортных средств за счет импорта и производства новых автомобилей, соответствующих экологическому стандарту «ЕВРО-5», будет стимулировать в 2020—2025 годах замещение устаревшего автопарка и в целом положительно повлияет на уровень экологичности транспортных средств, которые эксплуатируются в Украине.