Хотя сообщение о том, что Дания разрешила дочерней компании «Газпрома» Nord Stream 2 AF, сооружающей линию по транспортировке углеводородов «Северный поток-2», продолжать строительство в ее континентальном шельфе, к юго-востоку от острова Борнхольм в Балтийском море, появилось еще на минувшей неделе, однако европейские СМИ, в частности немецкие, до сих пор обсуждают это событие.

Мнений, выводов и прогнозов — разный спектр, особенно если учесть, что Германия является едва ли не самым активным лоббистом этого газопровода. Сторонники новой, еще одной линии транзита голубого топлива аргументируют ее необходимость тем, что вскоре страна откажется от атомной энергетики, а вместо нее будет использовать энергию электростанций, сжигающих газ.

В то же время канцлер ФРГ Ангела Меркель неоднократно заявляла, что и Украина должна остаться страной — транзитером углеводородов. Поэтому, несмотря на разрешение Копенгагена прокладывать «Северный поток-2» в территориальных водах Дании, представитель немецкого правительства Штеффен Зайберт и в этот раз был последователен: транзит газа по украинской ГТС должен сохраниться. Об этом он заявил во время брифинга в ведомстве канцлера.

Немецкие СМИ цитируют Зайберта: «Мы всегда говорили, что у «Северного потока-2» есть политический аспект вопроса, и мы всегда говорили, что транзит газа через Украину должен быть сохранен в будущем». Также представитель правительства подчеркнул, что ФРГ и в дальнейшем будет поддерживать трехсторонние переговоры между Украиной, Россией и Евросоюзом по вопросу транзита газа.

В связи с официальной позицией правительства вполне логично заявление председателя Восточного комитета немецкой экономики, который всегда был лоббистом этого строительства, Оливера Гермеса касательно разрешения Дании на строительство участка газопровода в ее территориальных водах: «Зеленый свет датских ведомств «Северному потоку-2» — прекрасная новость для европейских потребителей. Решение об этом обеспечивает конкурентоспособность европейской экономики (речь идет об американском сжиженном газе, который США намерены поставлять в Европу. — Авт.). Дополнительные поставки газа помогут нам ныне, во времена уменьшения внутри ЕС энергодобычи и роста спроса, держать цены на энергоносители на стабильном уровне. Мы рады, что датские ведомства в конце концов решили этот вопрос по праву и закону и больше не блокируют проект, отвечающий всем разрешениям.

К тому же решение в пользу «Северного потока-2» — это не решение против Украины, говорится также в заявлении. Она продолжит оставаться важной транзитной страной российского газа, чтобы удовлетворять все растущий спрос и диверсифицировать источники поставки энергоносителей. Поэтому до конца года нам нужно новое соглашение по транзиту газа между Россией и Украиной, а также приветствуем интенсивные шаги Еврокомиссии и федерального правительства ФРГ в этом направлении.

«Северный поток-2» — это не германо-российский проект, — заявил Оливер Гермес, — а частно-экономический проект российских и европейских энергоконцернов. В его строительстве принимали участие более тысячи предприятий из 25 стран — России, Германии, Австрии, Нидерландов, Франции и других. В проект уже инвестировано 6 млрд евро».

Тогда как профессор Немецкого института экономических исследований Клаудия Кемферт в интервью, которое она дала нескольким крупным изданиям, считает, что строительство «Северного потока-2» не имеет никакого смысла. Ведь Европа намерена осуществлять энергетическую перестройку, в результате которой спрос на газ  станет все уменьшаться. Поэтому этот транзит не будет окупаться, проект придется дотировать, он просто не нужен, считает Кемферт.
Трубопровод по дну Балтийского моря полезен для Германии и России, но для Европы он представляет опасность,  убежден автор статьи в Frankfurter Allgemeine Zeitung.  ФРГ получит прибыль, если российский газ будет поступать в Европу не через Украину, а через землю Мекленбург-Передняя Померания. Речь идет о транзитных сборах, рабочих местах, мощности рынка. Также России нужны партнеры. Если Европа откажется от проекта, Путину придется полагаться на Китай, и, таким образом, Запад теряет какое-либо влияние на Москву.

Хотя руководители Германии осознают, что новый газопровод может вытеснить украинскую ГТС с рынка, говорится в статье. Ведь они понимают, что эта страна уже и без того страдает от российского вторжения на востоке. Теперь ей угрожает еще и потеря миллиардов евро, которые она получала от транзитных сборов. А без транзита Украина попадает в стратегическую опасность, ведь Россия в этом случае могла бы прибегнуть к эскалации войны, не рискуя разрушением своей экспортной артерии, пишет автор.

Между тем строительство этой транзитной линии подходит к концу. «Все ли потеряно для Украины?» — спрашивает обозреватель газеты Die Welt. Он убежден, что Украина еще может побороться на этом поле, например, добиться новых санкций. По крайней мере воспользоваться этим обстоятельством на будущих переговорах с Россией. Правда, при условии, что Евросоюз заставит Москву соблюдать всех обязательства по поставкам и транзиту углеводородов через Украину, что будет гарантировать ей хоть какую-то безопасность от посягательств России.

Берлин.