«Наша наука действительно является недофинансированной. Но от финансирования «стен» и ставок необходимо переходить к грантовому финансированию научных исследований». Такое мнение выразил председатель парламентского Комитета по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак в ходе его расширенного заседания. Обсуждалось состояние реализации Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности». К дискуссии были приглашены народные депутаты, представители исполнительной власти, Национальной и отраслевых академий наук, Научного комитета Национального совета по вопросам развития науки и технологий.

«Научная и научно-техническая сфера в государстве находятся в критическом состоянии, — констатировал Сергей Бабак. — Факторов кризисного состояния много: с одной стороны, это хроническое недофинансирование государством научной отрасли, а с другой — устаревшая система финансирования и управления наукой, в частности Национальной и отраслевыми академиями». Сказывается также отсутствие долгосрочного планирования и прогнозирования развития государства. Никто не определил, где могут быть «точки роста» нашей экономики, а соответственно, куда ученые должны направлять свои усилия.

«Перезагрузить» систему финансирования и управления наукой должен был бы Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности», принятый в 2015 году. Однако негативные тенденции не преодолены.

— Причина слабого положительного влияния закона не только в его просчетах в системном учете особенностей научной и научно-технической сферы государства, а прежде всего в том, что целый ряд норм еще не имплементирован, — объясняет председатель подкомитета по вопросам науки и инноваций Валерий Колюх. — Большинство основных, определяющих положений остаются декларативными. В первую очередь это касается законодательных норм по финансированию науки, стимулированию вложения средств в научную и научно-техническую деятельность бизнесом. Ни одна норма по финансированию науки и ученых никогда не выполнялась. А системы стимулирования притока в науку внебюджетных средств уже много лет в Украине не существует.

Ряд положений закона противоречит другим нормативным актам. Хотя центральные органы исполнительной власти должны были еще в 2016 году выполнить поручение по его имплементации — в частности, разработать и подать в парламент проекты новых документов и изменения в действующие. По состоянию на ноябрь 2019-го разработана лишь часть из них. Всего из 43 поручений по имплементации закона шесть не выполнены, три выполнены частично.

В рамках имплементации Закона «О научной и научно-технической деятельности» Министерством образования и науки было подано в Кабмин 34 новых нормативно-правовых акта (их уже утвердило правительство). Кстати, МОН считает необходимым подкорректировать некоторые положения закона, которые хронически не выполняются, а именно статью 36 об определении ставки (оклада) научного сотрудника на уровне двойной средней зарплаты в промышленности. И поддерживает поданный народными депутатами проект закона (№ 0898 от 29.08.2019 г.), который устанавливает оклад младшего научного сотрудника на уровне семи минимальных зарплат.

К сожалению, в Украине сохраняется тенденция к уменьшению количества научных работников и критическому «старению» науки. «Чтобы хотя бы стабилизировать ситуацию, нужно обеспечить приток не менее 15 процентов молодых исследователей ежегодно», — утверждает Валерий Колюх. А для этого надо создать условия, повысить престиж научной работы.

К сожалению, правительство не спешит воплощать положение закона о финансировании научной отрасли на уровне не менее 1,7 процента ВВП. По расчетам Минфина, обеспечение соответствующего объема финансирования в следующем году требовало бы дополнительно почти 70 миллиардов гривен. Поскольку неинфляционных источников покрытия таких расходов сейчас ведомство не видит, это требование и в дальнейшем будет оставаться сугубо декларативным.

По данным Госстата, общие расходы на научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы в Украине на протяжении 2015—2018 годов сократились с 0,62 процента ВВП до 0,24. Расходы из госбюджета на научную и научно-техническую деятельность за это время уменьшились с 0,2 процента ВВП до 0,17. В этом году расходы на науку из общего фонда государственного бюджета ограничатся 0,17 процентами ВВП. По данным Минфина, в абсолютных цифрах они даже выросли: по сравнению с 2016 годом — на 3 172,4 миллиона гривен. Однако они все равно не обеспечивают минимально необходимых потребностей отрасли.

Из доклада первого заместителя министра образования и науки Юрия Полюховича стало понятно, что введение предусмотренной законом грантовой системы финансирования исследований откладывается до следующего года. Хотя соответствующие средства (более 262 миллионов гривен) были заложены в государственной смете на текущий год, но использовать их до января вряд ли успеют. В проекте государственного бюджета-2020 на грантовую поддержку науки через Нацфонд исследований предусмотрена сумма в два раза больше — 526 миллионов гривен. Однако пока его деятельность окончательно не урегулируют на уровне подзаконных актов, фонд не выдаст ни одной копейки. Сейчас разрабатывается порядок формирования и использования средств Национального фонда исследований и порядок конкурсного отбора и финансирования фондом научных проектов. Кроме того, МОН разработало проект изменений в Бюджетный кодекс, которые закрепляют его особый статус.

В ходе дискуссии представители научного сообщества говорили о «геноциде науки», жаловались на непонимание со стороны власти (и нынешней, и предыдущей) и хроническое недофинансирование отрасли, которое вынуждает переводить коллективы академических институтов на сокращенную рабочую неделю и ведет к «утечке мозгов». На следующей неделе в Киеве ученые выйдут на акцию протеста, которую анонсировал во время заседания комитета председатель профсоюза НАНУ Анатолий Широков.

По результатам обсуждения комитет признал состояние реализации Закона «О научной и научно-технической деятельности» неудовлетворительным и не обеспечивающим достижения основных целей государственной политики в этой сфере. Подобная ситуация привела к ухудшению состояния отечественной науки и отрицательно сказалась на социально-экономическом развитии государства, считают парламентарии.