В Государственном историко-культурном заповеднике «Трипольская культура», расположенном в селе Легедзино Тальновского района Черкасской области, состоялась презентация первого в Украине онлайн-ресурса артефактов, найденных археологами в Тальянках, Доброводах, Майданецком, протогородах площадью 450—300 гектаров эпохи медно-каменного и начала бронзового века, поселении возле села Бернашевка на Виннитчине, на Тернопольщине, которые датируются 5400—2700 гг. до н. э. Как отметил директор заповедника Владислав Чабанюк (на снимке), теперь в крупнейшей онлайн-базе для ученых и всех, кто интересуется историей края, более тысячи археологических находок, оцифрованных и детально описанных.

— В фондах нашего музея хранится более 50 тысяч предметов, которые презентуют одну из самых величественных археологических культур, — говорит Владислав Чабанюк.

Есть люди, которые знают о трипольской культуре, для других это terra incognita — неизвестная земля. На территории Украины памятники трипольской культуры, которую еще называют трипольской цивилизацией, известны в 19 областях, всего их насчитывается более 2300. Территория распространения: от Прикарпатья на западе до долины Днепра на востоке.

Материальная и духовная культура триполья свидетельствует о его принадлежности к так называемой цивилизации Древней (Старой) Европы, которая презентует древних земледельцев Балкан, Подунавья и Центральной Европы. По мнению исследователей, трипольская культура возникла на Прикарпатье на основе нескольких археологических культур. Для изготовления орудий труда, оружия наши пращуры использовали кремень, камень, кость или рог. Трипольцы добывали медь на Волыни и в Поднестровье.
Археологами найдено большое количество медных изделий, украшений, орудий труда и оружия, керамики. Исследователи отмечают, что в эпоху триполья гончарство (с использованием двухъярусных горнов), добыча и обработка кремня превратились в ремесло. Жители протогородов и поселков умели ткать — для изготовления ткани использовали вертикальный ткацкий станок. А еще были художниками — украшали посуду, дома, одежду. Орнаментация посуды и пластики имела развитую знаковую систему (что может рассматриваться как разновидность пиктографической письменности), предназначенную для общения с «высшими силами», а также сохранения и обмена информацией, прежде всего в ритуальных целях.

— Узкая научная тема нуждается в популяризации, ведь не каждый сможет приехать в наш музей, чтобы посмотреть экспозицию. Теперь фонды музея открыты для каждого и в нашей стране, и за рубежом, — подчеркивает директор заповедника. — Загружаешь предложенный софт — и твой смартфон по-трипольски оживает: на экране 3D-изображение модели дома... Ты заходишь внутрь и окунаешься в таинственный мир триполья. Мир, который удивляет. Представляете, шесть тысяч лет назад на нашей территории (за три тысячи лет до появления железа) люди покрывали свои стены слоем тонкой, в три-четыре миллиметра, штукатурки. Красили ее цветной глиной или охрой, часто украшая углубленным орнаментом.

В 2004 году в трипольском поселении «Доброводы», что в Уманском районе, были раскопаны фрагменты жилища с отлично, как для 38 в. до н. э., сохраненными стенами (руководитель раскопок — Дмитрий Черновол). Фактически впервые можно было замерять их высоту, толщину, расстояние между столбами, служившими основой стен. А следы штукатурки тянулись по всей длине дома, на целых 17 м! Находя эти мелкие фрагменты практически на каждом месте раскопок, археологи поняли, что это был традиционный архитектурный атрибут трипольского жилья, по крайней мере для развитого периода существования этой культуры.

С исчезновением триполья штукатурка надолго исчезнет с местных домов. На тысячелетия...
Многое о трипольском мире может рассказать и антропоморфная статуэтка из трипольского поселения «Бернашевка ІІ» Могилев-Подольского района Виннитчины.

Как отмечают археологи, форма статуэтки довольно традиционна для трипольской Великой Богини, Богини-Матери или Богини плодородия — стилизованная голова с парой «ушных» проколов, отдельные отверстия, скорее всего, для подвязывания шнурками, округлый живот. Считается, что трипольская антропоморфная и зооморфная пластика использовалась в ритуальных целях и отнюдь не была игрушечной. Целых, нефрагментированных трипольских «богинь» — единицы. А эта — не только целая, но еще и разговаривает! Если ее потрясти, она выдает «голос», как детская погремушка! Более шести тысяч лет назад в ее пустотелый «животик» положили для звука девять глиняных шариков (исследование Наталии Шевченко). Поэтому каждый может услышать голос триполья, который так же звучал в конце 5 тыс. до н. э.!

— Это культура, которой мы можем гордиться, — подчеркивает кандидат исторических наук, руководитель археологической экспедиции, многие годы исследующей поселения-гиганты на Черкасщине, Алексей Корвин-Пиотровский. — Она демонстрирует европейский, а не азиатский путь развития. В целом это культура западного, а не восточного направления.

Директор Борщевского краеведческого музея Михаил Сохацкий (музей представляет 250 своих экспонатов) назвал онлайн-ресурс живой музейной платформой. Каждый артефакт здесь описан, а его изображение можно увидеть с 5—12 ракурсов. Ресурс двуязычный — доступный на украинском и английском.

На нем, кроме фото, размещенных в разделах «Керамика», «Пластика», «Ткачество», «Оружие», «Поселения», «Строительство жилья», «Орудия труда», есть детализированная карта трипольских поселений, видеоархив.
Проект, который позволяет говорить просто о сложном, реализован при поддержке Украинского культурного фонда и Черкасского областного совета.

Фото автора.