Архитектор Андрей Бидзиля.

Вокзал предлагали просто побелить
Вокзал железнодорожной станции Луцк приходится наблюдать в разное время суток: ночью, утром, в полдень, вечером. И всегда он радует глаз изысканностью архитектурных форм. А были времена, когда жителям Луцка было стыдно за его примитивное типовое здание. О том, как удалось из архитектурного монстра советского периода сделать прекрасный дворец (дворец — на польском вокзал), беседуем с автором проекта реконструкции вокзала, заслуженным архитектором Украины Андреем Бидзилей.

— Вокзал, так же как и церковь в селе, это своеобразная визитная карточка областного центра, — считает Андрей Бидзиля. — Долгое время эта визитка была для Луцка не очень привлекательной. И вот мы вместе с главным инженером Львовской железной дороги Владимиром Киселевым решали этот вопрос. В то время у нашего городского руководства было мнение, что вокзал Луцку вообще не нужен. В соседнем городке Киверцы есть, поэтому будем возить пассажиров туда. Даже слово реконструкция не упоминали, а говорили о ремонте старого вокзала. Но областной центр без вокзала никак не стыкуется. Это же коммуникации, связи. Кто приедет с инвестициями в Луцк, если не будет вокзала? Один лишь наш областной центр не имел достойного городу с таким статусом вокзала.

Наконец-то Львовская железная дорога пошла на то, чтобы реконструировать старый вокзал. Даже были намерения железной дороги построить новый вокзал. У областного руководства, а особенно городского, не было такого энтузиазма. Хотели только побелить старый вокзал и никаких работ. Дескать, зачем столько хлопот, если можно и без этого обойтись. И вот я сделал два эскизных варианта: первый — это новый вокзал, и второй — это реконструкция старого.
Сначала предложил здание с тремя куполами. Руководство железной дороги попросило упростить проект: мол, чтобы не было красивее, чем во Львове. Делалось все буквально на колене: проект был срочный. Все с кульмана шло на строительство. Это был экспромт, но результат получился, в общем, не плохой.

— Считаю, что вокзал это не только визитная карточка города, но и ваша, как архитектора. А еще от каких своих объектов вы получили удовольствие?

— Мне не стыдно за все свои работы. Конечно, сегодня их не так бы проектировал. Понятно, что те объекты, которые проектировал при советской власти, имеют свою особенность. Считаю, что здание областного совета не хуже других подобных сооружений Украины. Так же, как расположенная напротив его налоговая. Хоть и пришлось три раза ее переделывать. Поскольку прежде всего это должен был быть Дом культуры и техники профсоюзов. Там задумывали зал на 800 человек, помещение для эстетического и технического воспитания молодежи. Позже перепланировали под музыкальное училище. В итоге там находится налоговая инспекция. Мне кажется, что она выглядит достойно. То же могу сказать и о профсоюзных курсах. За них мы получили Премию профсоюзов в Москве. Комплекс застройки Киевской площади. Сакральные сооружения. Николаевская церковь в Луцке. Сейчас строятся по моим проектам греко-католический монастырь Василиан, церковь Чудотворной иконы Холмской Богоматери. Думаю, если ее не упростят, то тоже будет величественный храм. Проектируем жилой комплекс «Яровица», полагаю, что он станет украшением Луцка. Удостоены за лучшее архитектурное решение этого комплекса международного приза «Хрустальный кирпич». За проектирование курортного комплекса «Риксос-Прикарпатье» в Трускавце вместе с группой других архитекторов отмечен Государственной премией Украины.

Мне всегда хочется делать, чтобы здания имели свой оригинальный вид, были близки к человеку и запоминались. На «Яровице», там разные фасады, у каждого дома свой вид, а комплекс целостный.

Архитектор предусматривает на века
— Андрей Иванович, вам нравится, как застраивается Луцк?

— Не всегда. На улице Набережной все дома одинаковы. Не такой должна была бы быть Набережная. Панорама на ней открывается сразу с двух мостов через Стырь. Застройка должна была бы стать своеобразным лицом центра Луцка.
Мне многое непонятно. Например, почему вообще неплохой по архитектурному решению дом, находящийся на углу улиц Шевченко и Словацкого, построили на тротуаре? Ведь здесь же въезд в Луцк из-за границы. Это же одна из престижных улиц, а мы ее так заузили. Это большая градостроительная ошибка. Нельзя так делать. Два дома по обе стороны въезда на улицу Шевченко. Там у нас шейка вышла. Мы же не на один день строим, а на века. Уже сейчас там проехать проблематично, а что будет через 10—20—30 лет?! Подобные вопросы нужно предусматривать. Возьмем старый Будапешт, старую Вену... Там все нормально. А в наших даже новых городах не все так, как надо. Поэтому основы градостроительства нужно знать всем руководителям. Очень досадно, что сегодня эти вопросы решаются безграмотно, нет специалистов.

— Но в городском совете ведь есть архитекторы.

— Там сегодня должен такой головастый специалист сидеть, чтобы умел все предвидеть заранее. Архитектура — это же наука. И настолько она к человеку привязана, что без нее никуда. И дорогостоящая! Потому что если художник плохо нарисовал картину, то она ведь стоит десять тысяч гривен. А здесь речь идет о домах, стоимостью десятки миллионов. И если архитектор ошибку допускает, то это очень дорого обходится. Тем более что это коллективный труд со строителями.
Наша власть не принимает это все во внимание. Посмотрите, как Киев застраивается. Это ужас. Лишь квадратные метры, а все другое не учитывается: школы, детсады, образовательные, культурные и медицинские учреждения, спортивные площадки. В Луцке, например, за годы независимости построена лишь одна школа №27 и один детский сад. И то школа в каком-то урезанном виде, без спортзала. Это инвалид, а не школа. Какая школа может быть без спортивного зала, стадиона? Ведь ХХІ век же!

— Андрей Иванович, каким должен быть современный архитектор?

— Во-первых, честным перед людьми. То, что он для них строит, должно служить века. Понимать толк в искусстве, думать о красоте. Это такая профессия инженерно-гуманитарная. Не тот город хорош для проживания, где удобно проехать на автомобиле, а тот, где ребенок на трехколесном велосипеде себя свободно чувствует.

Надо не забывать тех, кто делает наши города красивыми
При подготовке этого материала столкнулся с одним неприятным фактом: город не знает своих зодчих. Ни нынешних, ни бывших. Ни на одном из упоминавшихся в тексте зданий нет никакой информации об архитекторах, спроектировавших их. На торжественном открытии реконструированного в Луцке железнодорожного вокзала никто не вспомнил архитектора, который из советской серости сделал привлекательное здание. Еще во времена СССР Андрей Бидзиля проектировал храм в селе Смидин Старовыжевского района. Однако в статье в Интернете об этом культовом сооружении ни слова о нем. Пожалуй, пришло время ломать эти стеоретипы и наконец-то поставить архитекторов на тот надлежащий уровень, который они заслуживают в обществе. Их летописи написаны камнем и... в основном на века.

Волынская область.
Фото автора.

Современное здание вокзала железнодорожной станции Луцк.