На снимке: Олег Невеница измеряет дерево в Дубовой роще, растущей в Кремневой.

За последние пять лет Луганщина едва ли не единственная изо всех областей Украины не была представлена на туристических выставках. Причины снижения такого рода активности понятны: области, на территории которой идут боевые действия, сейчас не до туризма. Поэтому появление луганчан на 26-м Международном туристическом салоне «Украина» — UITM’2019, безусловно, вызвало определенный интерес и оживление. 

Что же может предложить Луганщина в своих условиях и готова ли она сегодня принимать туристов? Собственно, организаторы туризма восточного региона и сами хотели убедиться в своем потенциале и возможностях, поэтому участие в выставке было своеобразной разведкой. Чем может заинтересовать туриста сегодняшняя Луганщина и вообще, что известно о ней украинцам из других регионов? О войне они знают, о Станице Луганской слышали, а вот представления о природных богатствах, историческом наследии, этнографических традициях не имеют. Итак, нужно менять стереотипы.

В целом само участие области в такой выставке — это уже прорыв. А если учесть, что едва ли не впервые бизнес, власти и общественные организации, объединив усилия, пытаются показать туристическую привлекательность региона, понимаешь, что в области наконец-то серьезно задумались над развитием этой сферы экономики, несмотря на все проблемы, связанные с войной.

Да. К сожалению, для многих украинцев Луганщина является своеобразной terra incognito. За два дня выставки многие посетители просто открыли для себя область. Они, например, выяснили, что здесь находятся четыре конных завода с довольно интересной историей. Более того, ни один из регионов Украины не имеет такого количества объектов, которые в свое время выращивали императорских скакунов. Причем почти все они расположены в одном районе — Беловодском. Кстати, презентация конезаводов была самой популярной на этой выставке. Делегация Объединенных Арабских Эмиратов три раза подходила к выставочному офису Луганщины, интересуясь возможностью посетить конезаводы и приобрести лошадей.

Заинтересовали туроператоров также и природные богатства Кременщины, янтарный храм в Новоайдарском районе, исторические находки на Сватовщине и в Новопскове. В целом все ТОП-5 территорий, где есть на что посмотреть, потенциально готовы принять туристов. Есть ряд конкретных договоренностей от туроператоров, которые готовы отправлять людей на Луганщину. Но есть большое но...

С одной стороны, туризмом заниматься просто, с другой — сложно. Сложно в том плане, что принимать гостей на должном уровне непросто, тем более, если ты никогда этим не занимался. Туризм — это сложная услуга. Для того чтобы она была способной и удобной, маршруты должны отвечать всем требованиям современного туриста. То есть должны быть гостиницы, объекты питания, транспорт и качественные дороги, минимальная и максимальная стоимость маршрута и т. п. Но ничего из этого у области пока, к сожалению, нет. Скажем, ближайший к Беловодску отель находится в Северодонецке, к которому нужно ехать примерно 2,5 часа по разбитой дороге.

Туроператоры Беларуси хоть сегодня готовы сформировать группы для посещения Луганщины. Говорят, уже везде побывали в Украине, а на востоке не были. Область и рада сотрудничеству, но пока не готова принимать такого рода гостей. Поэтому сегодня организаторы туризма готовы заниматься организацией полного цикла туристических маршрутов, предусматривая варианты отдыха с посещением объектов.

Руководитель Ассоциации туризма в Луганской области Олег Невеница обращает внимание на такую интересную вещь. Часть людей опасается поездок в область, где идут боевые действия и существует линия разграничения. Они думают, если Северодонецк расположен всего в 40 км от линии фронта, то здесь опасно. В то же время такие условия привлекают других туристов, которые воочию хотят увидеть, как живут люди в условиях войны и страха. Вопрос об организации «фронтового туризма» сейчас не стоит. Туризм и фронт — понятия несовместимы. Что же касается решения проблем других маршрутов, то, по мнению Олега Невеницы, этим прежде всего должен заниматься бизнес.

— Конечно, местные власти и их структурные подразделения должны помогать, создавать и поддерживать инфраструктуру. Ремонтировать в первую очередь дороги. Все, что касается обслуживания людей — строительство гостиниц, обустройство мест для питания и отдыха, — это уже задача бизнеса. Но, на мой взгляд, малый и средний бизнес нашей области не готов к этому. Предприниматели не видят для себя особой выгоды в таком варианте ведения бизнеса. Но мы будем работать с ними в этом направлении. Кто-то же должен сделать первый шаг. Насколько я знаю, сегодня практически все новообразованные ОТГ рассматривают туризм как один из приоритетных видов своего экономического развития. А это уже вдохновляет.