Очередное заседание Комитета по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз, состоявшееся 11 ноября, началось с рассмотрения законопроектов «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и проведении первой государственной регистрации транспортных средств» (№ 2078 и № 2078-1) которые, по мнению председателя комитета Иванны Климпуш-Цинцадзе, «де-факто позволяют ввозить на таможенную территорию Украины устаревшие транспортные средства, которые не отвечают европейским требованиям, и создают серьезные риски для того, чтобы Украина стала кладбищем старых автомобилей».

Несмотря на то, что Украина пока не имеет четких обязательств перед ЕС относительно экостандартов автомобилей, принятие этого законопроекта противоречит целям ЕС и замедлит приближение национального законодательства к экологическим стандартам ЕС в сфере транспорта. Поэтому комитет решил не рекомендовать принятие этого законопроекта, по-скольку он несет большие экологические риски для страны.

Заместитель министра энергетики и защиты окружающей среды Алексей Рябчин, присутствовавший на заседании комитета, согласился с таким решением и отметил, что введение более снисходительных стандартов действительно снизит цены на авто, заходящие в Украину, и они станут более доступными для граждан. Однако он призвал не забывать о негативных экологических экстерналиях. В частности, Алексей Рябчин напомнил о напряженной экологической ситуации, которая сложилась недавно в Киеве, когда из-за туманов вредные автомобильные выбросы и канцерогены, которые они содержат, не выходили в атмосферу, и киевляне смогли ощутить последствия ввоза так называемых «евроблях».

Однако по другому законопроекту — о внесении изменения в Закон Украины «О рынке электрической энергии» (№ 2233) — взгляды представителя министерства и народных депутатов разошлись. Алексей Рябчин сообщил, что министерство поддерживает законопроект, поскольку считает, что он позволит без проблем пройти отопительный сезон и потенциально влиять на снижение тарифов на электроэнергию для граждан.

Зато Климпуш-Цинцадзе напомнила о существовании обновленного Приложения 27 к Соглашению об ассоциации с ЕС, согласно которому Украина, заявив о желании интегрироваться в энергетические рынки Европейского Союза, обязалась проводить консультации с Европейской комиссией относительно любых инициатив в этой сфере. И на Комитете ассоциации Украина—ЕС, который состоялся 5 ноября, как раз о таких консультациях и шла речь.

Из позиции представителей министерства стало понятно, что там считают: пока процедура консультаций не определена, можно принимать законы и без консультаций. Однако с этим категорически не согласны члены комитета. Первый заместитель председателя комитета Вадим Галайчук, отметил: «Мы понимаем цель — провести отопительный сезон. Мы понимаем системность этой проблемы, но вместе с тем акцентируем внимание на необходимости понимать евроинтеграционную политику. При отсутствии соответствующих консультаций и письменных заключений мы заходим в очень сложные отношения с нашими европейскими партнерами».

Валентин Наливайченко отметил, что во время встречи членов комитета с послом ЕС в Украине Матти Маасикасом народных депутатов проинформировали, что европейские коллеги готовы провести такие консультации оперативно и для этого уже создана соответствующая возможность.

В конце концов комитет решил, что законопроект нарушает право ЕС и Соглашение об ассоциации с ЕС и нуждается в обязательной консультации и получении заключения Еврокомиссии.

Вместе с тем народные депутаты сразу рассмотрели и одобрили проекты двух постановлений о проведении консультаций с Европейской комиссией относительно совместимости положений проектов энергетических законов и предложили министерству свою помощь и содействие.