На снимке: в Хмельницкой ОДА хотят сохранить на территории области пять уездов.

Фото автора.

Но пока она не столько радует, сколько настораживает, поскольку твердой и ясной концепции, какой должна быть карта нового территориального устройства страны, еще нет. Но главное — как будет работать это деление на людей?

Обсуждение разных версий и проектов происходит на всех уровнях, вызывая большую заинтересованность. Ведь переформатирование области связано не просто с изменением названий, но и с масштабной коррекцией системы органов управления, сокращением и даже полной ликвидацией ряда учреждений. Всем ли это будет на пользу? Кто пострадает, а кто выиграет? Каким должен быть оптимальный вариант? Вопросов становится все больше. Ответы предлагают разные.

ОТГ еще продолжают формироваться

Много их прозвучало и во время круглого стола «Формирование нового районного (уездного) деления в Хмельницкой области», который собрал представителей местных властей, политиков и ученых. Его организовали при поддержке Центра политико-правовых реформ при участии экспертов общественной сети публичного права, администрации UPLAN и поддержки Посольства Великобритании в Украине.

Несмотря на разные взгляды на дальнейшее развитие реформы децентрализации, многие участники сошлись во мнении, что такая административная единица, как район, постепенно отходит в прошлое. Ведь сегодня в государстве уже более двух десятков районов полностью превратились в ОТГ. Более чем в полутора сотнях новые образования занимают 50—75 процентов. И это означает, что на местах уже происходит дублирование функций администрациями, советами и ОТГ. Если и в дальнейшем оставить в каждой из структур существующие управленческие аппараты, это приведет не только к финансовым перерасходам, но и к торможению практически всех управленческих, производственных и социальных процессов.

На Хмельнитчине это уже ощущается, ведь область довольно активно продвигается по пути реформирования и постоянно занимает лидерские позиции в общеукраинском рейтинге. Как предусматривает перспективный план, на ее территории должно быть 62 ОТГ. Две трети этой задачи уже выполнено. В пяти районах полностью произошло распределение на громады. Остальные довольно уверенно идут по этому пути. Остался лишь один Виньковецкий район, который не затронули эти процессе и где не создано ни одной ОТГ.

Как часто бывает, первопроходцы не застрахованы от ошибок и определенных разочарований. Уже сейчас на уровне государства речь идет об изменениях в оценке определения экономической состоятельности ОТГ. Вполне вероятно, что некоторые из нынче существующих не будут отвечать ее требованиям. Вполне вероятно, что в конечном итоге на Хмельнитчине останется не более 45—47 громад. Но даже несмотря на возможные изменения, процессы объединения в громады приближаются к завершению. За ними — новый этап.

...А на очереди — уезды и округа

И здесь снова придется начинать с нуля. Потому что уже очевидно, что районы свое отжили. Что должно прийти им на смену?

На местах активно обсуждают предложенные разными авторами возможные варианты. Но ни один из них не оставляет нынешним двадцати районам никакого шанса на жизнь. На слуху новые цифры и названия. Хмельнитчину предлагают разделить на три—пять районов, уездов или округов.

Например, свой вариант разработало Министерство развития громад и территорий, а именно: в области должно образоваться всего три уезда. Это означает, что практически она будет разделена на северную, центральную и южную части. Причем наибольшей останется центральная вместе с областным центром, в которой будет проживать до 660 тысяч населения. Две другие по численности будут в два-два с половиной раза меньше. И это уже вызывает определенные замечания. Ведь новообразованный Хмельницкий район «заберет» половину населения края. Двум другим — Шепетовскому и Каменец-Подольскому — останется значительно меньше рабочих рук, зато количество людей пенсионного возраста там будет немалым. В результате справляться с социальной нагрузкой двум последним районам будет трудновато.

Есть еще одна проблема. При подобном делении ряд населенных пунктов новообразованного Хмельницкого района будет весьма удален от административного центра, в частности нынешние райцентры Старая Синява и Теофиполь находятся на расстоянии более 80—90 километров от областного центра, их села — еще дальше. Так что при нынешних транспортном сообщении и состоянии дорог добираться до админцентра многим людям будет довольно проблематично.

Вариант, который позволяет определенным образом решить эту проблему, — предложение от областной госадминистрации. Там хотели бы оставить на территории края пять уездов — Шепетовский, Староконстантиновский, Хмельницкий, Городокский и Каменец-Подольский. Хотя и в этом варианте самым большим остается тот, что с центром в Хмельницком — он охватит до 440 тысяч человек. И от этого сложно отойти, потому что областной центр в любом случае остается самым большим городом региона. А вот в остальных округах будут проживать от 146 тысяч до 260 тысяч человек. Все бы ничего, но наименьший Городокский округ не дотягивает до планки в 150 тысяч населения, которая предлагается правительством. Считается, что для меньшего количества нет смысла создавать государственные подразделения. Поэтому существует опасение, что именно такой вариант перекройки области правительство может не утвердить. Или же придется «резать» по нынешним районам, чтобы выровнять упомянутый показатель.

Теоретически это возможно. Но кто знает, чем это обернется на практике. Потому что могут вступить в игру исторические и ментальные особенности территорий, культурные традиции, желание людей, возможности местных властей...

На первый взгляд, предложенные варианты не слишком кардинально различаются между собой. И в любом варианте останутся  территории большие и поменьше, кто-то будет ближе, а кто-то дальше от центра, кому-то достанется более развитая экономика и инфраструктура, а кто-то получит потенциал похуже. Избежать всех замечаний и недостатков едва ли удастся. Людей волнует другое: как пройти через все эти процессы с наименьшими потерями?

Чтобы не резали по живому

Больше всего это волнует тех, кто нынче работает в учреждениях со статусом районных. Сокращения коснутся их еще до начала территориальных изменений. Ведь уже сейчас центр поставил задачу перед областной и районными властями сократить количество работников. Еще в конце сентября в ОГА был согласован вариант сокращения работников РГА с началом нового года. В пяти количество работающих должно уменьшиться соответственно на 45—58 человек. Всего аппарат всех райгосадминистраций должен стать меньше наполовину.

И это только начало. Если исчезнут районы, высвободится целая армия чиновников. Если оценивать этот факт лишь с точки зрения экономии бюджетных средств, он может показаться положительным. Проблема в том, чтобы вместе с водой не выплеснули и ребенка. Ведь значительная часть отделов и управлений выполняли немалый объем работы, связанный с разными сферами жизни как целой административной единицы, так и любого ее жителя. Удастся ли сохранить и даже улучшить функциональность разных учреждений в случае подобного сокращения? Сейчас однозначного ответа нет. Как и на то, где будут искать работу сотни и тысячи уволенных чиновников.

Много непростых решений придется принять на местах. Поэтому прежде чем делать какой-либо шаг на этом пути, нужно все хорошо взвесить. А уже потом перекраивать