Их не надо определять лишь на пятилетний срок, а как минимум — до 2030 года. Они не могут быть приоритетами только парламента, потому как проблема касается, прежде всего, правительства и исполнительной власти всех уровней, бизнеса и научных кругов, в конце концов, всех граждан Украины. Речь должна идти о длительной государственной экологической политике и стратегии устойчивого развития в соответствии с ратифицированными Украиной документами ООН, в частности, требованиями Парижского климатического соглашения (2015).

Вскоре пройдут парламентские слушания о приоритетах экологической политики парламента на следующие пять лет. И очень важно провести это актуальное мероприятие в контексте Указа Президента Украины от 30.09.2019 г. «О Целях устойчивого развития Украины на период до 2030 года».

Если мы действительно хотим достичь устойчивого развития, то должны решительно отбросить нынешний меркантильный способ мышления и экологически опасный способ хозяйствования и перейти на новый эколого-экономический уровень мышления и новую экологизированную экономику как рациональный способ производства и потребления. Главным инструментом достижения целей устойчивого развития должна стать экологическая экономика, основывающаяся на критерии максимизации эколого-экономического эффекта хозяйствования вместо традиционного критерия максимизации прибыли без учета экологических убытков.

Приоритетной задачей МОН Украины должна стать подготовка экологически компетентных специалистов и формирование нового человека с эколого-экономическим способом мышления. Новую профессию «экономист-эколог», по которой несколько университетов уже ведут подготовку, необходимо внести в Национальный классификатор Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий».

Классическую рыночную экономику нельзя воспринимать как догму. Она однозначно требует существенных изменений в направлении ее экологизации. Об этом писал еще в 1993 г. тогдашний премьер-министр Украины Л. Кучма в ответе на мое открытое письмо «Экономика и экология: два колеса одной телеги». Он отмечал, что «государственная экологическая политика эффективна лишь в сочетании с экономической и социальной». Эти мнения следует проанализировать и использовать нынешним правительством, поскольку проблемы остаются не только актуальными, но и намного острее, чем на то время.

К этому, кстати, призывает и Международное общество экологической экономики, функционирующее уже более 20 лет.

Главным приоритетом государственной экологической политики Украины на ближайшую и отдаленную перспективу должна стать мотивация бизнеса и гражданского общества к внедрению основополагающих принципов экологической экономики во все сферы производства и потребления, что обеспечит достижение целей устойчивого развития и результативную борьбу с изменениями климата.

Надо принять закон Украины и соответствующее Постановление Кабинета Министров Украины об экономической ответственности производственных структур всех форм собственности за экологические последствия их деятельности, а также закон и соответствующее постановление Кабинета Министров Украины об экологических требованиях к внешнеэкономической деятельности.

Экологические приоритеты необходимо внести в обновляемое Соглашение об ассоциации ЕС — Украина.

Следует также обратиться к Президенту Украины о целесообразности продолжать (совместно с Францией) лоббирование на международной арене идеи Экологической Конституции Земли, которую уже провозглашали с трибуны ООН три президента Украины и два министра (МИД и Минприроды).

Вместе с тем надо работать над обоснованием экологического «плана Маршалла» для Украины с целью восстановления деградированных Донбасса, Крыма, Азовского моря, Днепровского каскада, Полесья и других территорий.

На основании требований Парижского климатического соглашения необходимо обосновать программу залесения (при международной финансовой поддержке) свыше 1,1 млн га непригодных для сельскохозяйственного использования земель.

Пришло время подготовить государственную программу научных исследований по улучшению экологической ситуации в Украине в целом.

В конце концов, на парламентских слушаниях нельзя обойти вниманием также вопрос о признании подводного газопровода «Северный поток-2» экологически опасным и экономически нецелесообразным проектом. Ведь остановка транзита российского газа в Европу по территории Украины сделает нашу ГТС ненужным ломом. На основании комплексных междисциплинарных исследований надо определить экологический ущерб от остановленной ГТС Украины на площади 113 400 га самых плодородных в мире грунтов и подготовить соответствующий иск в международные судебные инстанции относительно компенсации такого ущерба.

Проведенные в концептуально правильном русле парламентские слушания могут стать переломным моментом во введении экологической экономики как нового способа экологически безопасного хозяйствования, а следовательно, преодолении затяжного кризиса, улучшении благосостояния населения и обеспечении устойчивого развития Украины.

Юрий ТУНИЦА, академик НАН Украины.