С руководителями ООО «Карпатнефтехим» и народными депутатами.

Справка

Денис Анатольевич Шмыгаль (на снимке), 44 года. Уроженец Львова, окончил с отличием НУ «Львовская Политехника», специальность «Менеджмент в производственной сфере», по специальности — инженер-экономист. Защитил кандидатскую диссертацию на тему развития производственной инфраструктуры. Работал на инвестиционных предприятиях Львовщины, руководителем департамента экономики, инвестиций, промышленности и торговли Львовской ОГА, заместителем начальника главного управления ГФС Львовской области. Как сам отмечает, романтические ожидания изменений в этой структуре после Революции Достоинства не оправдались, поэтому дальше работал в финансовой сфере на предприятиях Львовщины, развивал торговую сеть «Рукавичка». Через кадровое агентство попал на должность заместителя директора ДТЭК «Бурштынская ТЭС», где работал более двух лет.

Приоритет — наземные и воздушные ворота области

— Денис Анатольевич, какие приоритеты очертили для себя перед принятием предложения возглавить исполнительную власть Прикарпатья?

— Более двух лет работы в области не прошли бесследно. Кроме управленческих и производственных задач на Бурштынской ТЭС, за это время удалось реализовать ряд проектов социального партнерства в Галичском районе и на Прикарпатье. Вникал в менталитет, культуру, социально-экономическое развитие Ивано-Франковщины, которая имеет колоссальный потенциал — прежде всего туристический и рекреационный. Это хорошая основа для развития.

Работу на должности председателя ОГА начал с детального изучения социально-экономического состояния края, расстановки приоритетов и поиска новых возможностей для его развития. Посетил почти все районы области, провел встречи с руководителями всех структур облгосадминистрации, а также управлений и ведомств министерств. А еще с учеными, представителями бизнес-кругов, общественных организаций. Все они без исключения, даже встречи с духовенством, начинались и заканчивались разговорами о неудовлетворительном состоянии дорог местного значения. Много важного, но эта проблема — вопиющая. На ее решении в первую очередь и сконцентрировали свои усилия. Об этой проблеме напоминаю в ходе встреч с народными депутатами от Ивано-Франковщины, на ней заостряю внимание на совещаниях в Кабмине и у Президента.

Надлежащее состояние дорог — это решение многих других проблем и снятие социальной напряженности, увеличение инвестиционного потенциала. Поэтому 2020-й на Прикарпатье объявлен Годом дорог и мостов. Если в целом по стране на одном километре дорог в среднем один мост, то на Ивано-Франковщине эта пропорция достигает одного к пяти.

Делаем акцент на развитии приграничных территорий с возможностью создать воздушные ворота в страну через Прикарпатье. У нас тысяча автодорог государственного значения. Даже визуально заметно, что они в основном в хорошем и удовлетворительном состоянии. Всего же за последние четыре года отремонтировано свыше 500 км. Есть 50 км крайне проблемных участков. Это в первую очередь на а/д международного значения М-12 Стрый — Знаменка в Рогатинском районе, Н-18 Ивано-Франковск — Тернополь в Тисменицком и Тлумакском, Р-21 Долина — Хуст в Долинском, Р-20 Снятын — Тязив — в Снятынском. А еще несколько территориальных дорог. Все они внесены в Стратегию Службы автодорог на последующие годы.

А вот 80% дорог местного значения — в критическом состоянии, особенно в горных районах. Со многими населенными пунктами нет нормального сообщения. Вымыты ямы, провалы на обочинах, оползни. Где-то громады самостоятельно, хозяйственным способом, подсыпают гравием. А надо решать системным подходом. Поэтому и инициирую консультации с новым Кабмином.

— Как сделать эти ремонты?

— Прежде всего — восстановить таможенный эксперимент, когда с превышения плана таможенных поступлений половина средств шла на ремонт дорог. В следующем году все поступления в Дорожный фонд от акциза на горюче-смазочные материалы также направят на ремонт мостов и дорог. Еще один резерв — снятие запрета на экспорт леса. Это чувствительный вопрос, но вся Европа торгует древесиной. С каждого куба, в зависимости от его состояния, платят акциз. Конечно, проведение аукционов должно быть прозрачным, чтобы кому-то не пришло в голову перевести деловую древесину в дрова. Нужно задействовать такой механизм, чтобы исключить злоупотребления, как было перед введением моратория на экспорт леса.

Это хороший ресурс, который также можно пускать на дороги. Но это еще даже не концепция, надо советоваться со специалистами. Например, 50% акциза направлять на восстановление лесов, выращивание посадочного материала и новые насаждения, а остальное — на местные дороги. Какие, по общему убеждению, как раз и разрушаются лесовозами. Но во многих случаях лесоводы строят новые дороги и содержат их в удовлетворительном состоянии, чтобы можно было выполнять производственную миссию. То есть здесь две стороны медали. Важным является введение электронного учета древесины с 1 ноября. Все, что делается в рамках закона, — ответственно. Ведь именно незаконные перевозки осуществляются перегруженной техникой.

Следующий резерв — предложение передать дороги местного значения на баланс ОТГ и в управление громад. Таким образом эффективнее могут использоваться государственные средства. Потому что председатель ОТГ примет правильное решение, где забетонировать участок (есть уже такая практика, это быстрее и дешевле). А где — защебенить или постелить асфальт. Итак, этот подход децентрализации и передачи полномочий на места — логичный. И громада эффективнее проконтролирует качество. Поэтому есть потенциальные резервы для восстановления дорожной инфраструктуры. Возможно, будет еще какой-то источник. Если бы удалось ремонтировать по 15% ежегодно, то через несколько лет кризис бы прошел.

Добавлю, что на дороги местного значения в этом году предусмотрено 348 млн грн. Когда я начинал работу, кассовых расходов было только на 61 млн грн. Где-то еще продолжались тендерные процедуры, но речь идет о небольших участках, поэтому до конца строительного сезона, надеюсь, запланированный объем ремонтов будет выполнен. Фактически это первый год, когда самостоятельно учимся управлять этими дорогами. Создано государственное предприятие «Дороги Прикарпатья». Ликвидация кризисных участков будет выполнена — взял эту проблему под контроль.

— Ваше назначение состоялось во время первой рабочей поездки на Прикарпатье Президента Владимира Зеленского. Тогда вы встретили главу государства в местном аэропорту, где и обсудили проблемы расширения воздушных ворот Прикарпатья.

— Шире открыть воздушные ворота так же важно, как и отремонтировать дороги. Состоялось уже несколько результативных встреч с нынешними концессионерами. Разрабатываем совместно концепцию развития международного аэропорта «Ивано-Франковск», в частности, необходимость закупки и установки современного оборудования, решение вопроса строительства системы инструментального захода самолетов на посадку ILS/DME, аэродромно-диспетчерской вышки, проведение инвентаризации земель общего пользования и получение правоустанавливающих документов на землю.

Средств станет больше в видимой плоскости

— Сейчас на слуху значительные сокращения в областных и районных госадминистрациях.

— Прежде всего отмечу, что эксперимент с привлечением международного кадрового агентства и отбор кандидатов на председателя РГА через систему «Лифт», спец-интервью, электронное тестирование вполне оправданы. Таким образом имеем перечень людей, отвечающих параметрам этики, образования, профессиональности, опыта работы. Хотя они ненадолго возглавят районы, ведь грядет завершение реформы децентрализации и появится ориентировочно пять префектур. Их кадровый потенциал важен для ОТГ, области, на государственной службе и в местном самоуправлении. Люди, которые прошли жернова «Лифта», смогут продвигаться по карьерной лестнице, будут в обойме команды, которая сегодня управляет страной и областью.

— Бюджет не безграничен. Оптимизация государственных учреждений продолжается несколько лет. Целесообразность вложения средств в одинаковые по размеру школы на 50 и 300 учеников очевидна. Но ведь нельзя проверить каждую.

— Во время поездок в районы выбирали специально самые узкие места, где есть проблемы с финансированием или долгострой. Так было, например, с Новицкой школой, Ильинецкой, где из-за поражения грибком и неправильно осуществленных защитных мер один из корпусов непригоден для обучения. Там действительно нужны деньги. К слову, на встречах с громадами расспрашиваю, есть ли необходимость строительства нового детсада, какая в селе рождаемость и т. п. То есть интересует целесообразность таких проектов.

В этом разрезе немало показательных примеров. Как известно, новый Кабмин ревизовал местные проекты, которые финансировались из ГФРР. Где-то это коснулось и нашей области. Государственные средства на местах иногда понимали по-своему. Не говоря о злоупотреблении. Поэтому инициирую перераспределение средств на самые насущные проблемы.

— Страна стоит на пути реформ. Ваше отношение к ним.

— Одна из успешных, имеющая поддержку США и Европы, — это децентрализация власти. Надеюсь на всестороннее содействие Кабмина. Скажу о ключевых вещах. Внутренне я убежден в целесообразности такой реформы. Ее внедрение уберет большую часть коррупционной составляющей на областном и районном уровнях. Мы передаем хороший финансовый ресурс. Бюджет не станет больше, средств будет больше в видимой, официальной плоскости, из-за перекрытия контрабанды, схем, «серых» и «черных» зарплат. Эффективность использования этих средств заключается в завершении реформы децентрализации. Тогда лидеры громад могут эффективнее их использовать. Это элемент общественного контроля и очищения власти. Это наш источник на уровне государства, перспектива вывода экономики из тени.

В образовательной сфере успешна стратегия Новой украинской школы. Медицинская реформа переходит на следующий этап — автономизацию региональных медицинских учреждений, когда они смогут самостоятельно получить финансирование. При тотальном сопротивлении в начале, сейчас почти нет скептиков касательно ее целесообразности. Не монолитно, но большинство медицинского сообщества достаточно положительно воспринимает болезненные, но положительные изменения. Профессионалы отзываются об этих шагах одобрительно, и я поддерживаю. Да, есть право на мелкие ошибки, но надо уметь вовремя их распознать или признать и исправить. Но это не значит, что из-за этого надо отказаться от реформ.

Эти изменения позволят нам быть более эффективными, стать в ряд цивилизованных стран, где громады берут ответственность за свое благосостояние и являются наиболее эффективными распорядителями средств. И это отсекает элемент коррупции в субрегиональных структурах — РГА и ОГА, где не всегда правильно расставляли приоритеты. Когда деньги делит громада, она знает, или отремонтировать садик, амбулаторию и оборудование закупить, или запустить проект раздельного сбора и сортировки мусора. Эти приоритеты громады могут определить быстро, путем собрания. И из этих кирпичиков состоит наиболее эффективная форма общественного управления, когда люди умеют управлять, распоряжаться средствами и несут за это ответственность.

Индикатор состояния региона на вхождении

— В чем видите резервы наполнения бюджета?

— Прикарпатье как область более чем с половиной площадей лесного покрова, с богатыми недрами имеет большой промышленный потенциал, который сегодня реализуется не в полной мере. Инвесторов привлекает готовность площадок для ведения бизнеса, документальное обеспечение предложений. И громады должны об этом позаботиться. Как раз подчеркиваю то, чтобы РГА и ОТГ, города и села предусмотрели в своих бюджетах на следующий год средства на изготовление генеральных планов своих территорий, паспортизацию земельных участков.

Во время поездок в районы у меня были многочисленные встречи с руководителями предприятий. И везде спрашивал: чем может помочь власть, какое содействие необходимо? Так было, например, в Калушском районе, где мы вместе с журналистами посетили «Карпатнефтехим», или в Долинском, где успешно выращивают голубику, из зернышка — саженцы деревьев. Развивают пчеловодство на промышленной основе.

Или же — развитие «зеленого» туризма в Верховинском районе, есть немало положительных примеров. Также напомню, что активно работаем над открытием пешеходного перехода в Румынию в селе Шибене.

Конечно, в этом коротком и беглом срезе невозможно перечислить все встречи с потенциальными отечественными и международными инвесторами, примеры привлечения ученых к развитию региона. Вырабатываем действенные механизмы для улучшения инвестиционного климата и благосостояния громад. Напомню также о Стратегии развития горных территорий, законодательных изменениях, которые способствуют возрождению Карпатского края.

— В начале вашего назначения сделала срез — отобрала показатели социально-экономического развития области для сравнения — как своеобразный маркер успешности новой власти и принятых управленческих решений.

— Действительно, отстаем по привлечению иностранных инвестиций. В первом полугодии на Прикарпатье уменьшился объем реализованной промышленной продукции на 100 тысяч гривен по сравнению с прошлогодним показателем в 34,6 млрд грн. Часть области в общегосударственном объеме составляла менее 3% и соответствовала 11-му месту среди регионов страны. Зато здесь производили пятую часть химических веществ и химической продукции. Ивано-Франковщина дала более 7% общегосударственного объема изделий из древесины, производства бумаги и полиграфической деятельности. Почти столько же в процентном измерении  резиновых и пластмассовых изделий, другой неметаллической минеральной продукции, поставка электроэнергии, газа, пары и кондиционированного воздуха, добыча сырой нефти и природного газа. В общем объеме реализации продукция предприятий перерабатывающей промышленности составляла чуть больше половины, остальное — сырье. Конечно, за сто дней работы не стоит делать глобальные выводы, однако уверяю — сдвиг есть. Ожидаем итогов года.

Фото автора.