Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

Больше фото здесь


Во время заседания.

Фото Андрея НЕСТЕРЕНКО.

Утреннее заседание 14 ноября

В начале заседания парламентарии поддержали предложение Председателя Верховной Рады Дмитрия Разумкова об изменении порядка рассмотрения запланированных на четверг вопросов, чтобы начать работу с законопроектов о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и проект Госбюджета на следующий год. «Хотел бы поблагодарить аппарат Верховной Рады и бюджетный комитет, которые очень плодотворно поработали и у нас уже есть полный перечень документов для рассмотрения изменений в Бюджетный кодекс Украины и проект Госбюджета на 2020 год», — сказал глава парламента и призвал коллег поддержать это предложение, чтобы пройти эти важные вопросы «на свежую голову».

Министр финансов Оксана Маркарова, которая представляла во втором чтении проект закона о Госбюджете на 2020 год (№ 2000), обратила внимание, что еще никогда главный финансовый документ страны не рассматривался так рано, уже в середине ноября, а также не поздно ночью, как это было всегда раньше. «Рассмотрев Бюджетные заключения и предложения народных депутатов, ко второму чтению мы предложили пересмотр макропрогноза, ведь еще в мае этого года международные организации не верили не то что в три процента роста, но и в то, что рост вообще может быть достигнут. Сейчас мы видим, что экономический рост ускоряется и это учтено в представленном бюджете», — отметила министр и подчеркнула, что речь идет об увеличении расходов на образование, в частности на строительство опорных школ (3,5 млрд гривен), увеличение зарплат учителям (3,75 млрд гривен), дополнительно 3,2 млрд гривен выделено на закупку лекарств и 400 млн гривен на лечение за границей. «Учли ли мы в этом бюджете все пожелания, все, чего ожидают наши граждане? Нет, потому что это невозможно. Ведь для того, чтобы увидеть результат экономического роста уже в этом бюджете, те десятки законов, которые были приняты в зале парламента, нужно было принимать намного раньше. Но эти законы дадут возможность перевыполнить бюджет — мы в этом убеждены», — подчеркнула она и сказала, что предложен сбалансированный бюджет, который позволит спокойно начать год, а по итогам первого квартала он будет пересмотрен в зависимости от результатов работы.

Заместитель председателя Комитета по вопросам бюджета Александр Трухин сообщил, что члены комитета проанализировали учтенные правительством во время подготовки проекта бюджета ко второму чтению Бюджетные заключения Верховной Рады. «Что касается части первой Бюджетных заключений, из 73 предложений учтены 30, частично учтены 12 и не учтено 31 предложение. Что касается части второй Бюджетных заключений, из 83 поручений учтены 15, частично учтены 12 и не учтены 56 поручений», — сказал он и сообщил, что по итогам рассмотрения бюджетный комитет предлагает отдельные согласованные с Министерством финансов изменения в законопроект № 2000. В частности, речь идет об увеличении на 500 млн гривен доходов общего фонда бюджета за счет сбора за выдачу спецразрешений за пользование недрами, увеличение на 1,4 млрд гривен прогноза поступлений за счет платы за лицензии на осуществление деятельности в сфере азартных игр. «Комитет рекомендует Верховной Раде принять во втором чтении и в целом проект закона о Госбюджете на 2020 год с учетом предложений комитета относительно изменений, согласованных с Министерством финансов», — сообщил А. Трухин.

При обсуждении Инна Совсун («Голос») отметила, что наряду с выделением 3,7 млрд гривен на повышение зарплат учителям, не понятно, как эти расходы будут распределены. «Предлагается, чтобы эти средства были включены в образовательную субвенцию, но как будет гарантироваться, что повышение зарплат получат все учителя, остается непонятным», — сказала она и выразила предостережение, что большинство этих средств может быть направлено на повышение зарплат в больших городах, а маленькие села и городки будут обделены.

Представительница фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь» Наталия Королевская заявила, что политическая сила не будет голосовать за проект бюджета-2020, поскольку не увидела в нем обещанного правительством человекоцентрического подхода. «Правительство предлагает прожиточный минимум в размере 72 доллара, минимальную пенсию в 58 долларов, минимальную зарплату в 167 долларов, сокращение затрат на субсидии и недофинансированные медицину и образование», — заявила она.

Иван Крулько («Батьківщина») отметил, что во время первого чтения правительство обещало пересмотреть проект бюджета, поскольку предыдущий документ достался в наследство от предыдущего правительства, однако при подготовке проекта ко второму чтению предложения по увеличению социальных стандартов и решению вопроса тарифов были проигнорированы. «Само правительство отмечало, что минимальный прожиточный минимум для нетрудоспособного лица составляет 3269 гривен. Скажите, почему тогда минимальная пенсия утверждена в размере 1638 гривен, что в два раза меньше, чем минимальный размер прожиточного минимума», — спросил он и подчеркнул, что предлагаемый проект бюджета не решает социальные проблемы всех категорий населения.

Даниил Гетманцев («Слуга народа») призвал коллег быть честными перед собой, потому что сегодня не произошло того чуда, на которое рассчитывала страна. «Наверное потому, что чудес не бывает, наверное потому, что нам с вами досталось большое наследство в виде каждой третьей гривни на погашение внешнего долга, в виде минимальной пенсии в размере 1564 гривни, в виде прожиточного минимума, который вдвое отличался от реального минимума, подсчитанного даже самим государством», — сказал он и подчеркнул, что предлагаемый бюджет — это компромисс в пределах тех ограниченных ресурсов, которые сегодня имеет государство. Вместе с тем он обратил внимание, что даже в этих условиях удалось предложить проект бюджета, который предусматривает всего 2% дефицита, предлагает рост на 13% для учебных и медицинских программ, предусматривает существенный рост расходов на инфраструктурные проекты, в частности, на строительство дорог. «Бюджет несовершенен, и все, кто участвовал в его разработке, не довольны этим результатом. Но это компромисс. И компромисс нормальный тогда, когда все стороны процесса недовольны», — отметил он и пожелал, чтобы бюджет-2020 стал компромиссом между прошлым и будущим и был последним документом, в котором реальный прожиточный минимум не отвечает предусмотренному в бюджете.

Представитель группы «За будущее» Игорь Палица призвал правительство прекратить просить деньги за границей и открыть дорогу своим предпринимателям, что позволит наполнять бюджет. «Мы поддержим бюджет, но очень надеемся, что через два-три месяца правительство предложит изменения, которые учтут то, что не было учтено», — сказал он.

Алексей Гончаренко («Европейская солидарность») обратил внимание, что предлагаемый проект бюджета фактически не предусматривает увеличение социальных стандартов, но в то же время нашлись деньги для увеличения финансирования Генпрокуратуры, НАБУ, СБУ и МВД.

Также Верховная Рада 282 голосами приняла в целом связанный с проектом бюджета-2020 законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (№ 2144). Докладчик, глава подкомитета Комитета по вопросам бюджета Юрий Кузбит проинформировал, что при подготовке законопроекта ко второму чтению поступило 258 предложений, из которых 85 учтены. В частности, во время рассмотрения во втором чтении комитет предлагает исключить изменения относительно уменьшения объема государственного фонда регионального развития и противоречивые положения относительно остатков средств специального фонда бюджета, уточнить и детализировать формы отчетности относительно отраслевых фондов в специальном фонде госбюджета, внести изменения в профильные законы относительно государственных социальных пособий и их согласования с нормами Бюджетного кодекса об осуществлении расходов на выплату соответствующих пособий непосредственно из государственного бюджета вместо местных бюджетов за счет соответствующих субвенций из госбюджета. Кроме того, предлагается установить автоматическое распределение сверхплановых поступлений Государственного дорожного фонда, передать в госбюджет дополнительные полномочия относительно осуществления выплат и социальных пособий, связанных с содержанием детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые предоставляются из местных бюджетов за счет субвенций из госбюджета. «Кроме того, в доработанном законопроекте регулируются вопросы, предусмотренные в правительственных законопроектах № 2104 о внедрении агентской модели управления государственным долгом и № 2242 о распределении между бюджетами рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря, поэтому они не будут нуждаться в рассмотрении и потеряют свою актуальность в случае принятия законопроекта № 2144», — сообщил Ю. Кузбит и отметил, что бюджетный комитет рекомендует Верховной Раде принять законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (№ 2144) во втором чтении и в целом как закон.

После того, как 275 народных депутатов поддержали отклоненную комитетом поправку № 209, которой предлагается оставить акциз на горючее в распоряжении местных бюджетов, в заседании был объявлен перерыв для консультаций. По завершении перерыва Ю. Кузбит проинформировал, что в случае поддержки 209-й поправки, для ее согласования с другими положениями Бюджетного кодекса необходимо внести технико-юридические уточнения. Кроме того, на подтверждение был поставлен ряд поправок, которые, по словам докладчика, должны сбалансировать бюджет-2020.

В начале заседания председатель Комитета по вопросам здоровья нации, медпомощи и медицинского страхования Михаил Радуцкий сообщил, что 14 ноября отмечается Всемирный день диабета, и призвал народных депутатов приобщаться к мерам, которые проводятся в Верховной Раде, и личным примером показать важность сохранения здоровья.

С заявлением о необходимости создания рабочей группы для подготовки ко второму чтению законопроекта о введении рынка земли от фракций «Европейская солидарность» и «Голос» выступила народный депутат Ирина Геращенко.

Также с заявлением от фракций «Батьківщина» и «Оппозиционная платформа — За жизнь» выступила представительница фракции «Слуга народа» Анна Скороход, которая сообщила, что за ее политические вкусы и за неголосование за ряд законопроектов «незаконно задержан ее муж». «Основанием стали мои голосования в зале, отстаивание государственной собственности ГТС, а также красная кнопка против открытия рынка земли», — заявила она и добавила, что основанием для задержания стал запрос Российской Федерации с 2017 года. «Я обращаюсь лично к Президенту, ГБР и другим правоохранительным органам с просьбой остановить произвол», — сказала народный депутат.

Руководитель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, комментируя это заявление Анны Скороход, предложил называть вещи своими именами. «Если вы сейчас зайдете в Google и гражданского мужа госпожи Скороход загуглите просто — вы все поймете», — сказал он и заверил, что партия «Слуга народа» не имеет к этому никакого отношения. «Но то, что госпожа Скороход неоднократно обращалась к народным депутатам и предлагала им денежную материальную помощь — это факт», — добавил Д. Арахамия.

Во время следующего обмена мнениями Ирина Геращенко (ЕС) предложила создать по этому вопросу Временную следственную комиссию.

Справка

Во время подготовки проекта Госбюджета на 2020 год ко второму чтению правительство изменило основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития на 2020 год. В частности, по предлагаемому сценарию, номинальный ВВП составит 4510,8 млрд гривен (предыдущий прогноз — 4551,7 млрд гривен), а его реальный рост ожидается на уровне 3,7% (предыдущий прогноз — 3,3%), индекс потребительских цен должен составлять 105,5% (предыдущий прогноз — 106%), зарплаты должны вырасти на 10,1% (предыдущий прогноз — 8,7%), валютный курс ожидается на уровне 27 гривен за доллар США (предыдущий прогноз — 28,2 грн/долл. США).

По сравнению с предыдущим вариантом законопроекта, в представленном ко второму чтению проекте бюджета-2020 доходы увеличены на 14,181 млн гривен (на 1,3%), расходы увеличены на 10,096 млн гривен (на 0,9%). Дефицит бюджет уменьшен на 854,8 млн гривен (на 0,9%), таким образом, предельный объем дефицита госбюджета относительно уточненного прогнозного ВВП останется на предлагаемом во время первого чтения уровне в 2,1% к ВВП, что отвечает требованиям Бюджетного кодекса, по которым дефицит не может превышать 3% прогнозного номинального объема ВВП.