Наконец-то год назад принимают Закон № 2617-VIII об упрощении досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений.

В Заключительных и переходных положениях этого закона Кабинету Министров поставлена задача в трехмесячный срок со дня опубликования этого закона внести на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения законодательных актов в соответствие с законом. Так же, как и Генеральной прокуратуре Украины, МВД, Службе безопасности Украины, Государственному бюро расследований.

Прошел год. И вот менее чем за полтора месяца до вступления закона в силу вышеперечисленные правоохранительные органы спокойно заявляют, что они практически не готовы к введению института уголовных проступков.

Следует напомнить, что Закон № 2617-VIII принимался для гуманизации уголовной ответственности путем пересмотра меры наказаний за совершение отдельных уголовных правонарушений. Это является одним из важных обязательств Украины перед Советом Европы.

Закон создан с целью оптимизации, упрощения работы правоохранительной и судебной систем. Ведь им предусмотрено, что состав уголовных проступков будет включать преступления небольшой тяжести, санкции которых не будут предусматривать наказание в виде лишения свободы. Перестанут считаться преступлениями 126 из 780 всех составов уголовных правонарушений.

Расследование проступков должны будут осуществлять как отдельные подразделения дознания, так и уполномоченные на то должностные лица правоохранительных органов. Вводится упрощенная процедура для проступков в форме дознания.

Процедура дознания предусматривает более широкий перечень следственных (розыскных) действий, которые могут совершаться до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, по сравнению с процедурой досудебного следствия.

Еще до внесения данных в ЕРДР дознаватель сможет:
отбирать объяснения;
направлять на медицинские осмотры;
получать заключения специалистов;
снимать показания технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи;
изымать орудия и средства совершения уголовного проступка, вещи и документы, которые являются непосредственным предметом уголовного проступка или обнаружены во время задержания лица, личного досмотра или досмотра вещей.

В отличие от процедуры досудебного следствия, которая даже для преступлений небольшой тяжести могла длиться до года, продолжительность дознания по уголовным проступкам не будет превышать одного месяца. Кроме сокращения сроков досудебного расследования уголовных проступков, новый УПК предусматривает более сжатые сроки назначения судебного разбирательства. Дело должно быть заслушано в пятидневный срок после получения следственным судьей обвинительного акта. А в случае задержания подозреваемого в совершении уголовного проступка суд назначает рассмотрение дела безотлагательно.

Приготовление к уголовному проступку не повлечет за собой уголовную ответственность, а лица, осужденные за совершение уголовного проступка, после отбытия наказания признаются такими, которые не имеют судимости.

Следовательно, закон устанавливает механизм быстрого расследования уголовных правонарушений небольшой тяжести и уменьшает нагрузку на следственные органы досудебного расследования, поскольку их полномочия при досудебном расследовании уголовных проступков смогут осуществлять сотрудники других подразделений, в частности, органов Национальной полиции, безопасности, органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства.

Но что имеем сейчас — вдруг зарегистрирован несколько недель назад от парламентского монобольшинства законопроект
№ 2155, в котором предлагается отсрочить вступление в действие Закона № 2617-VIII на один год. Это убедительно свидетельствует о полной беспомощности и неготовности властей взять на себя ответственность по введению института уголовных проступков.

При этом ОТКРОВЕННО в законопроекте приводятся неубедительные аргументы относительно того, что не все органы уголовной юстиции, в компетенцию которых в соответствии с действующим уголовным процессуальным законодательством (ст. 216 УПК Украины) входит осуществление досудебного расследования в отношении деяний, которые относятся к категории уголовных проступков, готовы к осуществлению этой деятельности (не созданы соответствующие подразделения, не подготовлены исполнители и др.).

Почему так произошло? Конечно, можно апеллировать — сменилась власть, прошли президентские и парламентские выборы. Но новоизбранный Президент принес присягу — 20 мая, новосформированная Рада — 29 августа, новое правительство сформировано — 29 августа. Но от руководства МВД и ГБР до специалистов среднего звена правоохранительных органов, которые по закону ответственны за разработку нормативки, персоналии не изменились!

Так что это: вопиющая безответственность, хаос в правоохранительной вертикали власти или сознательный саботаж?

8 ноября состоялись слушания Комитета по вопросам правоохранительной деятельности, куда были приглашены представители правоохранительных органов, эксперты и ученые. Заседание фактически выполнило функцию «прелюдии» для решения об отсрочке института уголовных проступков. А теперь представьте, голосами монобольшинства в Раде принимается в целом законопроект № 2155 и снова откладывается введение в действие института уголовных проступков. Так что же будет мешать законодателям, из-за дальнейшего бездействия правоохранительных органов, еще на год отсрочить механизм уголовных проступков? Так можно и похоронить этот важнейший институт.

И ответственных за этот провал опять не найдут, как и за большинство провалов «реформ» в правоохранительной системе.

Григорий МАМКА, народный депутат Украины, фракция «ОППОЗИЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА — ЗА ЖИЗНЬ», заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности, доктор юридических наук.