Председатель Комитета по вопросам аграрной и земельной политики Верховной Рады Украины Николай Сольский.

Разрешить не только использование остатков пестицидов и агрохимикатов, срок регистрации которых закончился, но и их применение, хранение, торговлю, рекламирование и перевозку. Такая норма может быть введена законопроектом «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» относительно ввоза пестицидов на таможенную территорию Украины», представленного народными депутатами О. Тарасовым, И. Чайкивским, Н. Кучером, Л. Билозир, А. Устенко, П. Юрчишиным. (регистр. № 2289). 

Документом также предлагается изъять положение, согласно которому обязательным условием завоза и применения в Украине исследовательских партий пестицидов, которые используются для государственных испытаний и научных исследований, является документальное подтверждение их государственной регистрации в стране, где они производятся. Предлагаемые новшества не вызвали особых дискуссий или предостережений при обсуждении на заседании Комитета по вопросам аграрной и земельной политики в стенах парламента.

Наоборот, отмечалось, что изменения обеспечат украинским аграриям возможность использовать передовые технологии защиты растений, позволят увеличить урожайность сельскохозяйственных культур, сохранить выращенное, улучшат его качество и безопасность, сделают невозможными злоупотребления со стороны контролирующих органов во время проведения плановых проверок по соблюдению законодательства в сфере защиты растений, а также удержать на мировом рынке продовольствия передовые позиции стабильного поставщика сельскохозяйственной продукции. Поэтому комитет решил рекомендовать Верховной Раде принять соответствующий проект за основу и в целом как закон.

Впрочем, Главное научно-экспертное управление не поддерживает его принятия, отмечая в своем заключении, что «территория Украины может стать базой для проведения исследований и испытаний созданных за границей и не зарегистрированных нигде пестицидов неизвестного качества, что может иметь негативное влияние на экологию. К тому же исключение упомянутого положения может привести к ввозу и применению в Украине пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию в стране производителя по разным причинам, включая их вредоносное влияние». А «рекламирование» остатков пестицидов и агрохимикатов, срок регистрации которых закончился, выглядит сомнительной идеей с точки зрения обеспечения, в частности, здоровья населения».

Комитет на своем заседании также рассмотрел и рекомендовал Верховной Раде принять за основу проект закона о внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно планирования использования земель, представленный народными депутатами А. Черноморовым, А. Нагаевским, Д. Костюком и другими (регистр. № 2280).

Сейчас большинство сельских громад не имеют актуальной планировочной документации, которая бы определяла функциональное зонирование территории, направления развития системы общественного обслуживания населения, транспортной инфраструктуры, благоустройства, гражданской защиты и т. п. Это создает значительные неудобства и неопределенность как для простых граждан, так и для потенциальных инвесторов. Также довольно ограничено влияние местного самоуправления на планирование территории громады за пределами населенных пунктов. К тому же вопрос установления и изменения функции земельных участков одновременно регулируется как градостроительной (функциональные зоны), так и землеустроительной (целевое назначение) документацией, чаще всего отсутствует исчерпывающая информация об ограничении в использовании земель, что создает значительные риски при обретении прав на участки и значительно усложняет инвестиционную деятельность. Составление градостроительной и землеустроительной документации для большинства громад оказывается весьма дорогим из-за сложной процедуры получения планово-картографических материалов, а также информации о ресурсах громады от органов государственной власти. А несовершенный и формальный механизм общественных обсуждений градостроительной документации не способствует активному привлечению местного населения к принятию решений.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Земельный кодекс, Водный кодекс, законы Украины «О землеустройстве», «О регулировании градостроительной деятельности» и «О Государственном земельном кадастре», которыми предлагается урегулирование вопросов установления границ громад; комплексного пространственного планирования территорий громад, что исключает необходимость разработки нескольких, схожих по смыслу, видов градо-
строительной документации и документации по землеустройству; нормирование вопр осов, связанных с ее утверждением.

В частности, согласно документу, органы местного самоуправления получат возможность осуществлять пространственное планирование территории громады как в пределах, так и за пределами населенных пунктов. Комплексный план пространственного развития громады станет одновременно градостроительной документацией и документацией по землеустройству на местном уровне. Введение подобного планирования исключит необходимость разработки нескольких видов градостроительной документации, документации по землеустройству, охране окружающей природной среды и объектов культурного наследия, ведь:

— на всю территорию громады будет разрабатываться единый комплексный план пространственного развития громады;

— проектирование будет осуществляться на унифицированной электронной картографической основе;

— будет обеспечиваться связь стратегий и программ социально-экономического развития со схемами по пространственному планированию;

— появится прозрачный и неконфликтный механизм учета общественных и частных интересов через общественные обсуждения в громаде.

По мнению авторов, принятие законопроекта позволит обеспечить устойчивое развитие территорий с учетом государственных, общественных и частных интересов; усовершенствовать управление в сфере градостроительной деятельности и землеустройства; упростит выполнение топографо-геодезических и картографических работ для нужд пространственного планирования; будет способствовать развитию автоматизированных систем управления ресурсами, комплексному сохранению полноценной жизненной среды, окружающей среды и культурного наследия. Кроме того, будет способствовать эффективному использованию и охране земель в пределах территории ОТГ.

Комитет также поддержал законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» относительно либерализации деятельности в сфере производства и обращения спир-та этилового (регистр. № 2300), представленный Президентом В. Зеленским.

За последнее десятилетие, говорилось во время заседания, деятельность государственной компании «Укрспирт» отмечена многочисленными коррупционными скандалами. С 2007 года производство пищевого спирта сократилось более чем в 4,5 раза — с 31,7 миллиона дал до 6,9 миллиона. Доля теневого рынка выросла с 10 до 55 процентов. Средний уровень рентабельности ГП «Укрспирт» за это время составляет 1,02 процента.

Для преодоления кризисных явлений в отрасли законопроектом предлагается внести изменения в Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего», которые предусматривают:

— отмену с 1 января 2020 года государственной монополии на производство спирта;

— отмену нормы, которая обязывает использовать украинский спирт для производства алкогольных напитков, реализуемых на территории Украины;

— предоставление возможности субъектам хозяйствования любой формы осуществлять деятельность по производству спирта, зернового дистиллята и биоэтанола при условии получения соответствующей лицензии;

— оптовую торговлю спиртом на территории Украины будут осуществлять субъекты хозяйствования — производители при наличии лицензии. А для медицинских и ветеринарных целей — учреждения здравоохранения и субъекты хозяйствования зооветеринарных поставок независимо от формы собственности при наличии лицензии.

Ожидаемый результат реформирования спиртовой отрасли — привлечение инвестиций, увеличение производства и количества рабочих мест, рост поступлений в бюджет. А со временем — наращивание объемов экспорта спирта. Кстати, этот законопроект Верховная Рада приняла вчера за основу.

На заседании побывала Галина КВИТКА.