Закрепив в Конституции исключительное право адвокатов на представительство другого лица в суде (за исключением небольшой категории дел), так называемая адвокатская монополия должна проявиться уже 1 января следующего года, ведь с этой даты даже представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в судах должно осуществляться исключительно адвокатами. Однако ее внедрение создаст ряд проблемных вопросов, кои пытаются сегодня решить законопроектами, которые рассматривал на очередном заседании Комитет по вопросам правовой политики.

Одну из главных проблем должен решить проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения возможностей самопредставительства органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других юридических лиц независимо от порядка их создания в суде», который комитет рекомендовал Верховной Раде принять в первом чтении.

Этот законопроект должен решить проблему лишения права юридических лиц и органов государственной власти на самопредставительство в судах их штатными работниками. Поэтому предлагается предоставить право работникам юрлиц и госорганов на осуществление функций самопредставительства этих лиц в судах, фактически обеспечив им возможность выбора: продолжать пользоваться услугами своих работников или привлекать адвокатов для предоставления правовой помощи.

Авторы проекта выделяют следующие проблемы, связанные с привлечением адвоката:

— невозможность трудоустроить адвокатов, поскольку согласно законам Украины «О предотвращении коррупции» и «Об адвокатурах и адвокатской деятельности» работа на должностях лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления является несовместимой с деятельностью адвоката;
— привлечение адвоката требует дополнительных финансовых ресурсов, ведь оплата юридической помощи такого адвоката будет осуществляться из соответствующего бюджета, что приведет к увеличению его расходной составляющей, а источников такого финансирования сейчас нет;
— отсутствие прямого, четкого механизма заказа юридической помощи адвоката, который будет гарантировать рациональное использование, в частности, бюджетных средств, с одной стороны, и предоставление качественной юридической помощи адвокатом — с другой.

В то же время депутаты обратили внимание на то, что мировой опыт представительства в судах свидетельствует: юристы, входящие в штат юридического лица (являющиеся работниками юридического лица), отнесены к перечню лиц, осуществляющих представительство юридического лица так же, как руководителя или члена исполнительного органа юридического лица.

Присутствующая на заседании представитель Минюста (заместитель министра Валерия Коломиец) просила членов комитета поддержать проект, отметив на примере министерства, что есть юристы хорошего качества работы и высокого уровня, которые специализируются на конкретных категориях дел, понимают конкретную специфику работы определенного сегмента, а вот найти за эту же оплату труда и согласных работать в таком ритме адвокатов будет весьма сложно.

Параллельно члены комитета одобрили законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно отмены адвокатской монополии)» (представлен Президентом как неотложный), которым предлагается исключить положение части четвертой статьи 131-2 действующей Конституции Украины, согласно которой исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде. По сути, проектом расширяются права лица, предоставляя ему возможность самостоятельно решать, кто ему предоставит правовую помощь, адвокат или другой специалист. Вместе с тем подчеркивалось, что никто не лишает лицо права на привлечение адвоката, речь идет лишь о расширении возможности выбора представителя в суде.

Напомним, что Конституционный Суд, изучив законопроект о внесении изменений в Конституцию об отмене адвокатской монополии на соответствие Конституции не нашел противоречия ей.

Также депутаты рассмотрели проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предотвращения и противодействия политической коррупции, который направлен на решение проблем, связанных с правовым регулированием деятельности политических партий, которые возникли в связи с применением Закона «О политических партиях в Украине» на практике.

В частности, предполагается замена «бумажной» финансовой отчетности партий электронной. После создания и запуска НАПК электронной системы отчетности уполномоченные представители партий будут иметь возможность заполнять финансовые отчеты партий об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера онлайн непосредственно на сайте НАПК и подавать их средствами соответствующей электронной системы. Это позволит уменьшить нагрузку на представителей партий, ответственных за составление и подачу финансовой отчетности.

Предлагается изъять норму действующего Закона «О политических партиях в Украине», которая предусматривает обязательность заполнения и подачи в банки донорами партий заявлений о соответствии осуществляемых взносов в поддержку партий установленным ограничениям относительно размера и источников соответствующих взносов, положение, согласно которому запрещается осуществление взносов в поддержку партий лицами, которые имеют непогашенный налоговый долг — независимо от размера такого долга, а также положение действующего закона, по которому осуществление взносов запрещается юридическими лицами, бенефициарами которых являются народные депутаты Украины и депутаты местных советов.

Также предусмотрена возможность осуществления взносов в поддержку партий через платежные системы, в том числе онлайн, при условии, что такие системы будут позволять четко идентифицировать донора и назначение осуществляемого платежа.