Проект продвигают и на уровне торгово-промышленных палат регионов, и в сфере исполнительной власти. В частности, провинция Зонгулдак и Херсонская облгосадминистрация недавно заключили соглашение о сотрудничестве регионов, предусматривающее укрепление экономических связей также и в портовой сфере. Но какова ситуация на сегодняшний день?

Регулярное паромное сообщение между Зонгулдаком и Скадовском было прекращено в феврале 2014 года. Тогда в Скадовский морской порт приходило по два-три мощных парома в неделю с автопоездами, загруженными всякими товарами: транзитными грузами и предназначенными для украинского рынка. «Количество фур достигало восемнадцати тысяч в год. Они обеспечивали доходами не только порт, но и город. АЗС поставляли для них горючее, и, соответственно, платили акциз, владельцы припортовых предприятий общественного питания кормили водителей, работая круглый год, а не только в курортный сезон. Мы очень хотели бы, чтобы те времена вернулись — нынче порт, к сожалению, денег в муниципальную казну практически не приносит», — сокрушенно вздыхает исполняющий обязанности городского главы Скадовска Олег Сокольчук.

Факт

Объем перевалки грузов в Скадовском МТП в течение последней пятилетки постоянно падал. Например, в прошлом году, по сравнению с 2017-м, он сократился в 2,5 раза — до 8,4 тысячи тонн.

Паромное сообщение между Скадовском и Зонгулдаком прервалось не в последнюю очередь в результате заиливания подходного канала на фарватере в Джарылгачском заливе Черного моря. Но его расчистили за счет госбюджета. «Последние промеры показывают, что глубины на подходе к терминалам достигают пяти метров. Этого вполне достаточно, еще и с излишком — ведь осадка даже загруженных паромов не превышает 4,5—4,6 метра. В этом году порт уже принял восемь сухогрузов с лопастями для ветроэлектростанций, и никаких проблем с прохождением у них не было», — отметил начальник администрации Скадовского морского торгового порта Александр Кугут.

В Украине есть несколько крупных компаний и агрофирм, которые заинтересованы в перевалке своих товаров через Скадовский МТП. Объемы таких операций (и по экспорту, и по импорту) могут достигать полмиллиона тонн в год. Этого недостаточно, чтобы полностью загрузить предприятие, через пять причалов которого можно отправлять в судовые трюмы или вынимать из них свыше 1,3 миллиона тонн грузов. Но прием хотя бы двух паромов в неделю уже позволит порту выйти на самоокупаемость. А пока же он в долгах, как в шелках.

Чиновники Херсонской ОГА оптимистично заявляют, что первый после длительного перерыва паром в Скадовск придет не позднее конца 2019 года. Портовики тоже очень на это надеются. Однако никаких контрактов по состоянию на первую декаду ноября нет. А без контрактов слова остаются только словами.