В июле в Одессе с рабочей поездкой находился Президент Украины Владимир Зеленский. На государственном предприятии «Одесский морской торговый порт» он провел рабочее совещание с руководством портовой отрасли страны. И главный вопрос, который прозвучал на совещании, состоял в исследовании причин падения эффективности работы морских и речных портов страны. Почему упала чистая прибыль портов? Почему остается высоким уровень контрабанды, льющийся через морские ворота государства? И как, в конце концов, заставить замолчать мелодию «контрабаса» (так по-свойски мошенники называют контрабанду)?

Потеряли более 15% грузопотока

— Я понимаю, что все проблемы сейчас решить сложно. Но предлагаю решать их на месте. Это стратегия нашей команды», — подчеркнул Владимир Зеленский.

Глава государства обратил внимание, что в 2015 году чистая прибыль Одесского порта составила 397 млн грн, в 2016-м — 320 млн грн, в 2017-м — 15,7 млн грн, в 2018-м — 19 млн грн. При этом административные расходы в 2015 году составили 26,2 млн грн, в 2016-м — 31,8 млн грн, в 2017-м — 69 млн грн, а за полгода 2018-го — 24,9 млн грн. Зарплата же директората выросла за этот период с 14 до 192 млн грн.

А заместитель главы Офиса Президента — будущий Премьер-министр Украины — Алексей Гончарук тогда указал, что цифры демонстрируют негативные тенденции в работе порта в течение последних трех лет.

— Есть цифры, которые показывают, что чистая прибыль порта упала в 16 раз. Есть много сигналов о том, что в порту деятельность осуществляется далеко не всегда в интересах государства. Государственные буксиры сдаются в почасовую аренду частным компаниям за полцены. Нас очень интересует то, что единственный въезд в государственный порт контролируется частной компанией», — отметил он.

По его словам, за последние три года Одесский порт потерял более 15% грузопотока.

Гончарук также подчеркнул, что еще одной из серьезных проблем является контрабанда, уровень потерь от которой составляет примерно 1 млн долл. в день.

Владимир Зеленский назвал алгоритм действий руководителей портовой отрасли — найти законные способы уволить работников местной таможни, по которым имеется информация об участии в контрабандных схемах, и найти им замену среди честных людей.

Что исполнено из указаний Президента Украины Владимира Зеленского к настоящему времени? Во-первых, уволен с занимаемой должности начальник Одесской таможни. «Зачистка» таможенных рядов коснулась и специалистов среднего звена — часть из них была уволена, другие написали рапорты об освобождении от занимаемых должностей по собственному желанию. Во-вторых, были уволены начальники морского торгового порта «Южный» и Одесского морского торгового порта.

В-третьих, начались первые серьезные действия в отношении «контрабасистов».

В ГБР открыто уголовное производство в отношении руководителей Одесской таможни, которые систематически вымогают взятки у предпринимателей за пропуск товаров.

Следствие установило, что руководители Одесской таможни дали подчиненным устные распоряжения создавать искусственные препятствия бизнесменам при ввозе товаров на территорию Украины. Таможенный контроль затягивается, безосновательно отбираются образцы товаров и назначаются ненужные лабораторные исследования.

Одновременно с этим участвовавшие в данной схеме сотрудники управления противодействия таможенным правонарушениям и международного взаимодействия Одесской таможни устраивали дополнительные таможенные осмотры грузов. И такая вымогательщина продолжается, пока бизнесмен не ломается, согласившись заплатить моральным уродам на государственной службе.

Кроме того, за деньги на таможне согласовывали и подмену товарной номенклатуры, качественные характеристики, занижение веса грузов, из-за чего госбюджет недополучал таможенные платежи и сборы. А вот некоторые контейнеры пропускали вообще без осмотра.

Еще одна схема — оформление грузов по заниженной таможенной стоимости за так называемые риски (таможенная стоимость отдельных товаров, определенных автоматической системой управления рисками АСАУР). За мзду можно было существенно снизить стоимость оформления как контейнеров, так и легковых автомобилей, проходящих через таможенный пост «Специализированный».

Работала эта схема и в обратном направлении — по указанию главы департамента администрирования таможенных платежей и таможенно-тарифного регулирования подчиненные в ручном режиме добавляли формы контроля вдобавок к тем, которые генерирует АСАУР при формировании таможенной декларации. Новые формы контроля предусматривали всестороннюю проверку таможенной стоимости груза, при этом закрытие таких форм возможно только по согласованию указанного департамента. После этого глава департамента при личном общении с предпринимателями предлагал «решить вопрос», цена такого решения составляла (или составляет) 200 долларов за контейнер.

В служебных кабинетах и по месту жительства подозреваемых проведены обыски, а Заводской районный суд г. Николаева наложил арест на изъятое имущество: загранпаспорта участников схемы, блокноты, мобильные телефоны, планшеты, флешки и ноутбуки.

В соседней с Одесской — Николаевской области — активно развернулась борьба с ликвидацией преступных схем. Служба безопасности Украины разоблачила должностных лиц Николаевской таможни ГФС на масштабных злоупотреблениях.

Установлено, что в течение 2018—2019 годов руководство областной таможни совместно с начальниками нескольких таможенных постов систематически нарушали отечественное антидемпинговое законодательство в интересах коммерческих структур», — говорится в сообщении.

Так, при ввозе из Европы минеральных удобрений должностные лица безосновательно занижали налоговые ставки, в результате чего государственный бюджет недополучил почти 10 млн грн.

В СБУ отметили, что по результатам санкционированных обысков правоохранители изъяли документацию, подтверждающую масштабные злоупотребления. Открыто уголовное производство.

Как отрубить голову гидре контрабанды?

Редкие, хотя на первый взгляд и эффективные, мероприятия по борьбе с контрабандой не дают ответа на главный вопрос — как отрубить голову гидре контрабанды? При внимательном изучении всех кадровых перестановок в таможенной отрасли можно отметить, что при должностях остались те же чиновники, что и были год, два, три назад. И хозяева у них — закулисные дирижеры контрабанды — остались прежние. Поэтому сегодня нет оснований говорить о том, что борьба с контрабандой в Украине приобрела системных характер.

Эксперты уверены, победить контрабанду, несмотря на все сложности, возможно. Международный опыт это доказывает. Но для этого полумеры не подойдут. Нужна жесткая позиция руководства страны, нужен комплекс мер. Специалисты уверены, что необходимо принятие нового Таможенного кодекса, усиление контроля на пунктах пропуска и создание корректной вертикали работы таможни, когда рядовой сотрудник будет получать достойную зарплату, а не тянуться за взяткой, часть которой занесет своему руководителю.

Даже если убрать чёрные схемы контрабанды, оставив лишь подконтрольные серые, побороть это явление нельзя. Должна быть полная нетерпимость к любым схемам контрабанды и коррупции. Вторая причина — это легкость и безопасность продажи контрабанды. В странах ЕС с контрабандой борются не тройными заслонами на границах, а высокими рисками перевозки внутри страны, хранения на складах и главное розничных продаж.

В Одессе популярностью пользуется единственный в Украине музей контрабанды. Интереснейший, к слову, музей. Чего в нем не хватает сегодня? Информации о генералах от контрабанды сегодняшних дней. Их фамилии в Одессе у всех на слуху. И после отъезда Президента Владимира Зеленского они никуда не убежали из Украины, а наоборот — активизировали свою нелегальную работу. Такая вот борьба с контрабандой по-одесски.