«Еще никогда главный финансовый документ страны не рассматривался так рано, уже в середине ноября, а также не поздно ночью, как это было обычно», — отметила во время представления проекта бюджета-2020 ко второму чтению министр финансов Оксана Маркарова.

Как и предполагалось, представленный ко второму чтению документ рассчитывался на пересмотренном макропрогнозе. «Еще в мае нынешнего года международные организации не верили не то что в три процента роста, но и в то, что рост вообще может быть достигнут. Сейчас мы видим, что экономический рост ускоряется и это учтено в представленном бюджете», — отметила министр и сообщила, что также предполагается увеличение расходов на образование, в частности, на строительство опорных школ (3,5 миллиарда гривен) и на увеличение зарплат учителям (3,75 миллиарда гривен), дополнительно 3,2 миллиарда гривен выделено на закупку лекарств. Расходы на национальную безопасность и оборону составят беспрецедентных 245,8 миллиарда гривен (5,45 процента ВВП). «Учли ли мы в этом бюджете все пожелания, все, чего ожидают наши граждане? Нет, потому что это невозможно. Ведь для того, чтобы увидеть результат экономического роста уже в этом бюджете, те десятки законов, которые были приняты в зале парламента, нужно было принимать намного раньше.

Но эти законы дадут возможность перевыполнить бюджет — мы в этом убеждены», — акцентировала министр и подчеркнула, что правительство предложило сбалансированный бюджет, который позволит спокойно начать год, а по итогам первого квартала его можно будет пересмотреть в зависимости от результатов работы.

Согласно обновленному макропрогнозу номинальный ВВП должен составлять 4510,8 миллиарда гривен (по предыдущему, майскому, прогнозу — 4551,7 миллиарда гривен), а его реальный рост ожидается на уровне 3,7 процента (предыдущий прогноз — 3,3 процента), индекс потребительских цен должен составлять 105,5 (предыдущий прогноз — 106), зарплаты вырастут на 10,1 (предыдущий прогноз — 8,7), валютный курс ожидается на уровне 27 гривен за доллар США (предыдущий прогноз — 28,2 грн/долл. США). Доходы бюджета-2020 увеличены на 14,181 миллиона гривен, или 1,3 процента, расходы — на 10,096 миллиона гривен (0,9). Дефицит бюджета также уменьшен на 0,9 процента и его предельный дефицит относительно уточненного прогнозного ВВП останется на предлагаемом во время первого чтения уровне в 2,1 процента к ВВП, что отвечает требованиям Бюджетного кодекса, по которым дефицит не может превышать 3 процента прогнозного номинального объема ВВП.

«Мы гарантируем социальную поддержку всем, кто в ней нуждается», — заверил Премьер-министр Алексей Гончарук. Вместе с тем вопреки признанию, что заложенный на 2020 год прожиточный минимум (с 1 января — 2027 гривен, с 1 июля — 2118, с 1 декабря — 2189 гривен) недостаточный для достойной жизни человека, глава правительства подчеркивает: пока в бюджете нет средств для его повышения хотя бы до 3 тысяч гривен. Так что вполне возможно, что со временем суд может признать противоправными действия правительства относительно установления прожиточного минимума на 2020 год. Именно такое решение принял на прошлой неделе Окружной административный суд Киева, который признал, что во время подготовки Госбюджета на 2019 год Кабмином был нарушен порядок установления размера прожиточного минимума и других социальных стандартов и гарантий.

Одним из источников наполнения бюджета правительство также рассматривает приватизацию госпредприятий. Еще до конца нынешнего года на продажу планируется выставить 500 предприятий, а в следующем году начнется приватизация таких крупных компаний, как «Центрэнерго», «Одесский припортовый завод» и «Объединенная горно-химическая компания».

С учетом того, что почти треть бюджета-2020 пойдет на выплату внешнего долга, важное значение для финансовой стабильности имеет продолжение сотрудничества с Международным валютным фондом. Однако пока миссия МВФ, которая в конце прошлой недели покинула Киев, всего лишь ограничилась общими фразами о конструктивном диалоге, достигнутом прогрессе и продолжении работы.

После принятия закона об отделении транспортировки природного газа от его добычи и поставок (анбандлинг «Нафтогазу України») премьер выразил убежденность, что теперь наша позиция при переговорах о транзите российского газа в Европу станет сильнее. Вместе с тем А. Гончарук в который раз подчеркнул, что Украину устроит заключение лишь долгосрочного контракта, ведь какой-либо промежуточный вариант, скажем, продолжение действующего контракта еще на год, как это предлагает «Газпром», будет означать ослабление энергетической безопасности Украины. Потому что за это время Россия завершит строительство обходных газопроводов и сможет увеличить давление на Украину и страны Европы. Именно об этом и об угрозах «Северного потока-2» премьер говорил во время встречи с министром иностранных дел Германии Гайко Маасом.

«Мы получаем тревожные сигналы относительно возможного исключения Германией «Северного потока-2» из-под действия консенсусной директивы ЕС», — сказал он и отметил, что Украина намерена защищать нормы европейского энергетического закона вместе с нашими европейскими партнерами, ведь в случае вывода газопровода из-под действия газовых директив ЕС «Газпром» сможет злоупотреблять своим монопольным положением.

Так что в ответе «Нафтогазу України» на предложение «Газпрома» (о заключении годового транзитного контракта и отказе от всех судебных претензий) подчеркивается, что создание Оператора газотранспортной системы Украины создает все условия для заключения нового долгосрочного контракта на транзит газа через Украину по европейским правилам. «Если «Газпром» рассматривает свое предложение как вариант на случай чрезвычайной ситуации, то есть если не успеет заключить долгосрочный контракт на транзит, то такой вариант все равно должен отвечать украинскому законодательству и европейским правилам», — отметил исполнительный директор «Нафтогазу України» Юрий Витренко и напомнил, что также есть другие варианты предотвращения негативных последствий от чрезвычайных ситуаций, таких как передача газа на украинско-российской границе и операций «своп», которые бы при этому отвечали законодательству Украины и европейским правилам. А что касается выполнения решений Стокгольмского арбитража об уплате «Газпромом» 3 миллиардов долларов США, то Ю. Витренко отметил, что нас устраивают денежные средства, но если «Газпром» хочет погасить этот долг посредством поставок газа, то мы готовы рассмотреть такое предложение.

Между тем НКРЭКУ уже утвердила предварительное решение о сертификации Оператора газотранспортной системы, поэтому после получения положительного заключения секретариата Энергетического сообщества ООО «Оператор ГТС Украины» сможет начать с 1 января 2020 года работу в новом статусе. Остается надеяться, что позиции Украины и Еврокомиссии в ходе трехсторонних газовых переговоров будут согласованы и тверды и что это позволит избежать российского шантажа относительно подписания Украиной промежуточного транзитного соглашения.