Народные депутаты Сергей Лабазюк, Николай Кучер, Дмитрий Костюк, Николай Кириченко, Вадим Ивченко.

 


Народные депутаты  Петр Юрчишин, Артем Черноморов.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

Парламентские слушания на тему «Земельная реформа: отечественная модель оборота земель сельскохозяйственного назначения» должны состояться завтра в Верховной Раде. В сессионном зале будут представлены политические позиции парламентских фракций, мнения правительства, народных депутатов, руководителей отраслевых ассоциаций, ученых, а также практиков — фермеров, руководителей сельхозпредприятий, представителей агрохолдингов, собственников участков. Как отмечается, проведение парламентских слушаний будет способствовать привлечению внимания органов исполнительной власти и местного самоуправления, экспертов, собственников и пользователей наделов, общественности, средств массовой информации к проблемам законодательного обеспечения оборота земель сельхозназначения в Украине, а также к определению стратегических направлений государственной политики по этому вопросу.

Споров не избежать

Между тем отдельные положения недавно принятого за основу законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения» не находят желаемой поддержки ни со стороны многих агропроизводителей, ни среди части народных депутатов. Спор возник даже во время заседания Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной и земельной политики, когда народные избранники согласовывали список тех, кто в стенах парламента будет участвовать в дискуссии о возможном открытии рынка сельхозгектаров. Ведь от того, какими будут рекомендации по итогам обсуждения, зависят не только перспективы развития агросектора, сельских территорий, благосостояния громад, но и безопасность Украины как государства, и стоимость продуктов на наших столах.

Скажем, народный депутат Вадим Ивченко (фракция «Батьківщина»), в частности, предложил включить в список выступающих на предстоящих слушаниях «лидера внепарламентской фракции Олега Тягнибока». Ведь он — «трижды народный депутат, баллотировался на Президента — и не последнее место там занял... довольно знаковая личность для украинцев и формировал определенное направление по земельным вопросам».

«А почему не отдать преимущество фермерам, руководителям аграрных ассоциаций? А не политикам, которые не прошли в парламент и за которых не проголосовали. Чтобы они не устраивали свои пиар-акции, не повышали политический рейтинг?! — обратился к присутствующим председатель подкомитета по вопросам социальной политики агропромышленного комплекса, развития сельских территорий, науки и образования комитета Дмитрий Костюк (фракция «Слуга народа») и предложил «исключить всех политиков, которые не являются членами парламента — заменить их на владельцев паев («которые в списке выступающих 55—56-е») и фермеров». Его поддержал Николай Кучер (депутатская группа «За будущее»). Он подчеркнул, что действительно следует услышать людей, работающих на земле, «а не слушать какие-то политические выступления, которые ни к чему не приведут...». А Сергей Лабазюк (внефракционный) задал риторический вопрос: «Так мы хотим, чтобы у нас были... флаги и митинги, или намерены провести общественные слушания?..».

Председатель подкомитета по вопросам пищевой промышленности и торговли агропромышленными товарами комитета Петр Юрчишин (депутатская группа «За будущее») предложил передать свои минуты для выступления главе Ассоциации фермеров и землевладельцев Винницкой области Сергею Лановику. Ведь важны аргументы специалистов, которые создают экономику. А секретарь Комитета по вопросам аграрной и земельной политики Иван Чайкивский (депутатская группа «За будущее») вышел с предложением вместо себя записать для выступления на слушаниях руководителя Тернопольского областного совета сельхозпредприятий Николая Пылыпива. Мол, он обрабатывает почти три тысячи гектаров, занимается садоводством, развивает животноводство и в то же время является депутатом облсовета.

Правительство обвиняет мораторий

Во время заседания комитета народные избранники имели возможность ознакомиться с представленными к парламентским слушаниям Кабинетом Министров информационно-аналитическими материалами. В них очерчены вехи земельной реформы, акцентируется внимание на том ущербе, который нанес мораторий, и обосновывается внедрение рынка земель сельхозназначения.

Актуальность вопроса снятия запрета на отчуждение агрогектаров, в частности, связывается с наличием в Украине значительного земельно-ресурсного потенциала. Вот только земельная реформа, дескать, уже длится 29 лет — является одной из самых долгих в мире. Еще 18 декабря 1990 Верховный Совет УССР принял постановление, которым объявил все земли Украинской ССР объектом такой реформы. За время ее проведения произошли значительные институциональные изменения в формах собственности на землю. В результате приватизации агрогектаров около 6,9 млн крестьян получили право на земельные части (паи) общей площадью более 27 млн га, что отразилось на трансформации форм собственности на землю сельхозназначения. Таким образом, демонополизация государственной собственности на землю, бесплатное проведение приватизации существенно повлияли на перераспределение в этой сфере.

Но, как отмечается в упомянутых материалах, главная проблема осталась нерешенной: 27 млн га сельскохозяйственных земель частной и 10 млн га — государственной и коммунальной собственности попали под мораторий.

Мораторий (сказано в правительственных документах) имеет только негативные последствия как для экономики страны, так и для сельского развития. Тенденции в социальной сфере перестали быть угрожающими, превратившись в катастрофические.

В результате собственники земель получают меньшую арендную плату за свои наделы. К тому же государство, мол, получило утечку сельского населения, истощение почв, развитие теневой экономики по всей стране.

Упоминает правительство и о сельской части населения, которая за последние 16 лет сократилась на 2,9 млн человек, или 18,1%, что на 60% выше, чем темпы сокращения городского населения. Большинство из 6,9 млн граждан, которым совокупно принадлежит 27 млн га сельскохозяйственной земли — это люди преклонного и очень преклонного возраста. В среднем, хозяину пая — 60 лет, а приблизительно четверти уже исполнилось 70. Собственники такого возраста уже не смогут самостоятельно обрабатывать землю и вынуждены сдавать ее в аренду. При этом уровень жизни сельских жителей, основным заработком которых является мизерная арендная плата и ведение натурального хозяйства, относит большинство из них к категории «бедных». Владелец земли с одного гектара получает в среднем 1668 гривен, а, по оценкам Всемирного банка, мог бы получать — 6750, при условии более совершенной конкуренции. Таким образом, со среднего пая владелец ежегодно теряет около 18 000 гривен, подсчитали в правительственных кабинетах.

Там отмечают, что одной из основных причин требований сохранения моратория является экономическая заинтересованность землепользователей — сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, которые в условиях ограниченной ликвидности земель сельхозназначения получают дешевый доступ к земельным ресурсам на условиях аренды без необходимости приобретения их в собственность. Владельцу сельхозпредприятия выгоднее ежегодно платить арендную плату в размере 100 долларов, нежели купить гектары по 2-3 тыс. долларов за га.

Другая, не менее значительная причина — это чрезмерная заполитизированность вопроса отдельными политическими силами, которые эксплуатируют фобии общества и в первую очередь городского населения, недостаточно проинформированного о целях и задачах земельной реформы.

Между тем, отмечают в правительстве, за годы действия моратория почти миллион хозяев паев умерли, не успев распорядиться своей собственностью. В результате этого более 400 тыс. паев не были переданы в наследство из-за отсутствия наследников или сложностей с оформлением.

Сейчас осталось ориентировочно 5,5 млн первичных землевладельцев. В среднем ежегодно их умирает приблизительно 350 тыс. А по прогнозу, в 2026 году ожидается самая критическая ситуация — смертность может вырасти до 870 тысяч.

Несмотря на изложенное, Украина входит в топ-три поставщика зерна на мировой рынок, удерживает первое место по экспорту подсолнечного масла, является ведущим игроком в сегменте продовольственных товаров. Сельское хозяйство генерирует свыше 10% ВВП страны и обеспечивает треть экспортной выручки.

Мораторий, считают в правительстве, означает, что в течение как минимум 15 лет экономический рост Украины был сдержан: простейшие расчеты свидетельствуют о потере 3,3 млрд долларов ежегодно, или 43 млрд долларов с 2004 года.

Среда обещает быть горячей

В итоге Комитет Верховной Рады по вопросам аграрной и земельной политики утвердил порядок проведения, очередность выступлений участников парламентских слушаний и список приглашенных лиц. Также был согласован проект рекомендаций слушаний. По итогам завтрашней дискуссии относительно отечественной модели оборота земель сельхозназначения документ будет доработан комитетом и вынесен на рассмотрение Верховной Рады.

На заседании побывала Галина КВИТКА.

Кстати

Чьи в стране площади

По информации Госстата, 68,7% территории Украины — почти 41,5 млн га — это сельскохозяйственные угодья. В частности, 32,5 млн га занимает пашня.

Из 10,4 млн гектаров сельхозназначения государственной собственности, свидетельствуют данные Государственного земельного кадастра на начало октября, 1,7 млн переданы объединенным территориальным громадам, 1,6 млн находятся в аренде, 1,4 млн — земли запаса, 1,3 млн — остаются в постоянном пользовании, 700 тыс. га — на оккупированной территории. С 2013 до 2019 года 630 тыс. га переданы в частную собственность. Как ни удивительно, едва не 30% — 3,1 млн га — значатся как «погрешность статистики».

Между прочим

Есть над чем работать

Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов на своей Фейсбук-странице привел пять областей, где самые большие площади незарегистрированных сельхозугодий: Николаевская — 409 тыс. га, Одесская — 282 тыс., Луганская — 270 тыс., Запорожская — 265 тыс., Херсонская — 263 тыс. га.