Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский.

 


Во время заседания.

Фото Александра КЛИМЕНКО.

Больше фото здесь

Утреннее заседание 3 декабря

Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюро расследований» относительно усовершенствования деятельности Государственного бюро расследований. Как отметил председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский, одна из главных идей закона — изменение статуса ГБР и преобразование его из органа центральной исполнительной власти в независимый государственный правоохранительный орган.

Согласно законопроекту № 2116 Государственное бюро расследований становится государственным правоохранительным органом, на который возлагаются задачи по предотвращению, выявлению, прекращению, раскрытию и расследованию преступлений, отнесенных к его компетенции (по действующей редакции Закона Украины «О Государственном бюро расследований» ГБР является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительную деятельность с целью предотвращения, выявления, прекращения, раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к его компетенции). Проектом закона уточняются система ГБР, порядок утверждения его организационной структуры, порядок образования территориальных управлений ГБР. Также меняется подход к определению предельной численности центрального аппарата и территориальных управлений ГБР — предполагается, что предельную численность центрального аппарата и территориальных управлений ГБР будет определять Кабинет Министров Украины по представлению Директора ГБР (на сегодняшний день предельная численность центрального аппарата и территориальных управлений ГБР составляет 1500 человек). Кроме того, уточняются порядок назначения Директора ГБР и его полномочия; нормируются основания привлечения сотрудников ГБР к дисциплинарной ответственности.

Директору ГБР предоставляются дополнительные полномочия: самостоятельно определять систему и организационную структуру ГБР, предельную численность центрального аппарата и порядок образования территориальных управлений ГБР, избирать местоположение региональных подразделений; назначать на должности первого заместителя и заместителей Директора ГБР (при этом количество заместителей увеличивается до трех), а также в единоличном порядке их увольнять; образовывать аппарат Директора ГБР. Все подразделения внутреннего контроля центрального аппарата ГБР и его территориальных управлений также будут подчинены Директору ГБР.

В то же время некоторые депутаты предостерегали, что важно сохранить парламентский контроль за этим правоохранительным органом, и чтобы ГБР не превратилось в один из органов президентской вертикали. Ведь предложенная редакция закона предусматривает, что Директора ГБР назначает и увольняет Президент, глава государства также утверждает штатное расписание этого государственного правоохранительного органа. Впрочем, в профильном комитете уверяют, что парламентский контроль за ГБР остается, и в законе достаточно предохранителей.

Большинство правок внесли депутаты из фракций «Оппозиционная платформа — За жизнь», «Батьківщина», «Европейская солидарность», «Голос». Больше всего правок касалось процедуры назначения Директора ГБР и его заместителей. Андрей Кожемякин (фракция «Батьківщина») отметил, что законопроектом предлагается предоставить право Директору ГБР назначать своих заместителей вне конкурса, хотя все остальные сотрудники ГБР назначаются по открытому конкурсу. «Это несправедливо и неправильно. Правоохранительный орган должен иметь свою независимость, а не подчиняться Президенту», — считает депутат. Но профильный комитет эту правку отклонил. Председатель комитета Денис Монастырский (фракция «Слуга народа») прокомментировал: «Мы повышаем уровень независимости ГБР, элементы структуры ГБР уже закреплены в законе, и ни о какой прямой президентской вертикали говорить абсолютно нецелесообразно».

Николай Княжицкий (фракция «Европейская солидарность») отметил, что согласно закону о перезагрузке власти руководители органов государственной власти увольняются Кабинетом Министров, тогда как проектом изменений в закон предполагается предоставить право Директору ГБР увольнять и назначать своих заместителей. «ГБР не имеет никакого особого статуса, поэтому орган без статуса должен действовать согласно закону о перезагрузке власти, и единолично эти лица Директором ГБР увольняться не могут», — утверждал депутат. На это Денис Монастырский ответил: «Если руководитель приходит работать, он несет ответственность за деятельность этого органа, и он должен иметь право назначать своих заместителей и их увольнять в случае некачественной работы».

Ирина Геращенко (фракция «Европейская солидарность») предложила правку, чтобы назначение Директора ГБР и его заместителей проходило по такому же принципу, как судей Высшего антикоррупционного суда — внешней конкурсной комиссией.

Председатель комитета Денис Монастырский объяснил: остается отбор Директора ГБР внешней комиссией, однако отбор на другие должности будет проходить на внутренних конкурсах. Для назначения всех сотрудников ГБР конкурсы остаются, но первый заместитель и заместители Директора ГБР будут назначаться не внешней конкурсной комиссией, а внутренней. Примером такого назначения на сегодняшний день является Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ).

Александра Устинова (фракция «Голос») подала правку — чтобы во внешнюю конкурсную комиссию по избранию Директора ГБР входило трое независимых иностранных экспертов и трое представителей от Президента. Профильный комитет учел эту правку частично.

Григорий Мамка (фракция «ОПЗЖ») утверждал, что ГБР как независимый орган должен быть финансово независимым и финансироваться из Госбюджета, а не финансировать деятельность конкурсной комиссии за счет международной технической помощи. Денис Монастырский ответил, что это касается не финансирования деятельности правоохранительного органа. А речь идет о том, что определенные этапы конкурсного отбора кандидатов на должности в ГБР, скажем, психологическое тестирование или выполнение специальных конкурсных заданий могут проводиться с привлечением международных специалистов и организаций, а также на оборудовании, приобретенном на средства международной технической помощи.

В законопроекте предлагается, чтобы заседание конкурсных комиссий по избранию сотрудников ГБР транслировались на официальном сайте Президента (сейчас — на сайте Кабинета Министров и ГБР).

Самой резонансной была последняя правка к законопроекту — о создании в ГБР специального департамента по вопросам расследования дел Майдана и переведении в ГБР прокуроров ГПУ, расследовавших дела Майдана, без прохождения конкурса, в связи с тем, что 20 ноября прекратились следственные полномочия Генпрокуратуры. Следовательно, все майдановские дела передаются в ГБР. Эта правка была подтверждена 334 голосами депутатов. За законопроект  № 2116 во втором чтении с технико-юридическими правками и в целом проголосовали 250 депутатов.

В ответ на многочисленные вопросы и замечания народных депутатов председатель комитета Денис Монастырский заверил, что в новой редакции закона сохраняется парламентский контроль за ГБР — Директор ГБР ежегодно отчитывается перед Верховной Радой, и парламент может признать его деятельность неудовлетворительной, и тогда последствием будет его отставка.

В начале утреннего пленарного заседания Председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков сообщил, что 3 декабря отмечается Международный день людей с инвалидностью. «Было бы правильно, чтобы каждый из народных депутатов в рамках своих возможностей и полномочий приложил максимум усилий для того, чтобы создавать действительно равные права для всех граждан Украины», — отметил глава парламента.

Председательствующий проинформировал, что 14 ноября 2019 года Центральная избирательная комиссия зарегистрировала народного депутата Украины, избранного на внеочередных выборах 21 июля 2019 года в общегосударственном многомандатном избирательном округе, Владимира Вятровича по избирательному списку политической партии «Европейская солидарность» (бывшего директора Института национальной памяти). Новоизбранный парламентарий принес присягу перед Верховной Радой. В. Вятрович вошел в состав депутатской фракции «Европейская солидарность».

Дмитрий Разумков объявил об исключении из состава депутатской фракции политической партии «Слуга народа» народных депутатов Антона Полякова, Анны Скороход и Романа Иванисова в соответствии с решением фракции, согласно Регламенту.

После перерыва Председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков сообщил о получении Верховной Радой заключения Конституционного Суда о соответствии проекта закона о внесении изменений в статью 93 Конституции Украины (относительно законодательной инициативы народа) (№ 1015) Основному Закону. И обратился к председателю Комитета по вопросам правовой политики с просьбой рассмотреть заключение КСУ.

Народные депутаты приняли Постановление о внесении изменений в повестку дня второй сессии Верховной Рады Украины девятого созыва, которым в повестку дня включены новые, согласно перечню.

Принято также Постановление о досрочном прекращении полномочий народных депутатов Украины от «Слуги народа» Александра Кубракова, который назначен руководителем Укравтодора — Государственного агентства автомобильных дорог Украины, и Алексея Кучера в связи с его назначением председателем Харьковской ОГА. За эти решения проголосовали соответственно 338 и 329 депутатов.

229 голосами депутаты поддержали предложение продолжить пленарные заседания до исчерпания вопросов повестки дня.

В целом 250 голосами также принят проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О дорожном движении» относительно организации дорожного движения для лиц, передвигающихся в креслах колесных (№ 0963), который доложил глава подкомитета Комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Александр Скичко.

За основу принят законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве (№ 1209-1).

Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук объявил о создании в Верховной Раде нескольких межфракционных депутатских объединений.

В кулуарах Верховной Рады в этот день проходила акция по случаю Всемирного дня борьбы со СПИДом, во время которой можно было анонимно протестироваться на ВИЧ-инфекцию. Председатель Комитета по вопросам здоровья нации, медпомощи и медицинского страхования Михаил Радуцкий пригласил народных депутатов присоединиться к просветительской акции.

Из выступлений уполномоченных представителей депутатских фракций и групп

Ольга СТЕФАНИШИНА, фракция «Голос»:

— Во-первых, мы хотели бы почтить память погибших двух воинов Украины минутой молчания (минута молчания). Во-вторых, хотела бы напомнить всем народным депутатам зачем мы сегодня в парламенте. Уважаемые коллеги, на прошлой неделе в Комитете по вопросам здоровья нации произошла недопустимая ситуация. Она касается не только меня лично. Напомню, экс-представитель фармацевтической компании Александр Чумак на комитете сказал дословно, «что мне и моей коллеге Александре Устиновой отобьет бошки за наш проект закона № 2089». Этот законопроект находится в парламенте уже три месяца. Он призван снизить цены на лекарства и забрать сверхприбыли у фармацевтических компаний. Такая ситуация может произойти с каждым из вас... Мы уже подали заявление в Генеральную прокуратуру, чтобы это дело расследовалось как уголовное.

Петр ПОРОШЕНКО, фракция «Европейская солидарность»:

— У нас остается всего несколько часов, чтобы послать чрезвычайно важный месседж в Лондон. Уже завтра там собираются главы государств—членов НАТО. Впервые за пять лет там не будет украинского Президента. Но очень хорошо, что в последний момент Украина все же отправила туда делегацию во главе с министром иностранных дел. Парламент должен защитить и поддержать украинскую позицию и продемонстрировать, что новый состав Верховной Рады поддерживает вступление Украины в НАТО включительно с Планом действий относительно членства в НАТО. Подчеркиваю, ПДЧ — это не только заявка. ПДЧ — это двустороннее соглашение, когда Украина берет на себя обязательства провести реформы, а НАТО берет на себя обязательства принять Украину в члены. Потому что только в НАТО — прочная гарантия безопасности. Очень хорошо, что постановление об этом заявлении есть в повестке дня, мы просили бы его рассмотреть сразу после завершения рассмотрения проекта закона о ГБР.

Юлия ТИМОШЕНКО, фракция «Батьківщина»:

— На днях подписан Манифест объединенного штаба защиты украинской сельскохозяйственной земли. Этот документ создало гражданское общество. К нему не причастны политики. В первую очередь — это федерация профсоюзов, отдельно профсоюз работников аграрного комплекса, общественный союз «Аграрный союз», ассоциация фермеров и частных землевладельцев и другие. Манифест подписали миллионы людей. Они считают, что распродажа нашей земли, цитирую, «является реальной угрозой национальной безопасности и должна быть предметом рассмотрения правоохранительных органов, а не поводом для восхваления на телеканалах». Эти люди требуют немедленного проведения всеукраинского референдума по поводу продажи сельскохозяйственной земли.

Игорь ГУЗЬ, группа «За будущее»:

— Хочу обратиться к нашему коллеге Роману Иванисову с вопросом о том, как ему спалось и о чем он общался в течение этих недель со своими избирателями? Я депутат-мажоритарщик и ко мне обращаются сотни моих избирателей с вопросом о том, как мне находиться в этом зале с человеком, который насиловал женщину, скрывал это и врал всем. Как такой парламентарий будет выходить на трибуну и что будет говорить? Я не связываю этого человека с какой-то политической силой — это персональная ответственность — дальше находиться в этом зале или сложить мандат. Лично я считаю, как и миллионы людей, что человек должен покаяться и извиниться перед всеми. Я даже не знаком с господином Иванисовым, но считаю, он должен сложить депутатский мандат и не позорить украинский парламент.

Юрий БОЙКО, фракция «Оппозиционная платформа — За жизнь»:

— Скоро исполнится сто дней работы этого парламента. Но уже есть определенная статистика по поводу его работы на протяжении этого времени. Парламент принял и рассмотрел 126 законопроектов авторства фракции «Слуга народа» и 13 законопроектов — всех остальных фракций вместе взятых. Это прямое нарушение квотного принципа, о котором говорилось в начале работы Верховной Рады. 

Но самое главное, что среди этих 126 законопроектов практически нет тех, которых ждут люди, и за которые они голосовали, избирая всех нас в парламент. 

Эти документы создают имитацию работы, но не дают ответов на вопросы, волнующие людей. Настаиваем на восстановлении квотного принципа. Особенно накануне 9 декабря и встречи в «нормандском» формате.