В столичном УВК «Эрудит» много внимания уделяют формированию читательской и математической компетентностей.

В Украине 2020-й объявят годом математики. Об этом в начале недели рассказал в своем видеообращении Президент Владимир Зеленский, позже новость подтвердила министр образования и науки Анна Новосад.

Объявить можно что угодно, скажут скептики, однако даже за год остановить деградацию математического образования в украинской школе, которая продолжается два десятилетия, не получиться. К тому же пора спасать естественно-математическое образование в целом или по крайней мере что-то делать с уровнем преподавания физики, который в обычной школе катастрофически снизился. Но ведь надо с чего-то начинать...

Начали с анализа проблем. На этой неделе министр образования презентовала результаты Национального и Международного отчетов по результатам международного исследования качества образования PISA-2018 (Program for International Student Assessment-2018). «Теперь должно стать очевидно, что реформа школьного образования для Украины — не прихоть, а объективная необходимость», — подчеркнула она.

Исследование проводят в более чем 80 странах каждые три года — изучают уровень овладения читательской, математической и естественно-научной компетентностью у 15-летних подростков. При этом проверяют не уровень усвоения школьной программы, а то, способны ли ученики использовать полученные знания на практике, в повседневной жизни. В прошлом году Украина впервые приобщилась к программе — провела выборочное двухчасовое тестирование 9-классников в общеобразовательных школах, первокурсников колледжей, техникумов и учащихся профессионально-технических училищ. В исследовании принимали участие 5998 учеников и студентов из 250 заведений изо всех регионов, кроме Крыма и ОРДЛО.

Объявленные министром результаты немного шокировали. «36% наших 15-летних учеников не достигают даже базового уровня знаний по математике. У них проблемы с задачами, где нужно использовать простые стратегии решения, процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными числами», — объяснила Анна Новосад. В странах Организации экономического сотрудничества и развития средние результаты значительно выше: базового уровня знаний по математике не достигают немногим менее 24 процентов подростков. Читательская грамотность и естественно-научная компетентность за границей тоже лучше: базового уровня не достигают 22% и 21% соответственно (в Украине — почти 26% и 26,4%).

Почему же в Украине обратили внимание именно на «царицу наук»? Не в последнюю очередь потому, что с 2021 года собираются ввести обязательный экзамен по математике (ГИА в форме ВНО) для всех выпускников средних школ, как это было обещано еще предыдущим министром образования Лилией Гриневич. Без изменений в системе ее преподавания многие вчерашние отличники со своими позорно низкими баллами рискуют не попасть в вузы, что вызовет полукилометровую волну негодования среди родителей, уставших от частых образовательных новшеств и дополнительных расходов на репетиторов. Учителя будут не в восторге от повышенной ответственности, ведь они так и не дождались обещанного предыдущей властью и закрепленного в 822-м постановлении правительства Владимира Гройсмана повышения зарплат — нынешний Кабмин ограничился внедрением 21 тысячи гривен материальной помощи молодым педагогам, которую будут выплачивать в конце года, причем следующего... Впрочем, вспомним не только о земном, но и о высоком: математика — основа для многих других наук, в частности и физики, поэтому объективно требует усиленного внимания.

Как рассказали в МОН, исследование PISA наглядно продемонстрировало отдельные проблемы украинского естественно-математического образования, в частности, что объем, отведенный на изучение соответствующих предметов, критически мал и к тому же неэффективно используется. Министерство давно уже пытается здесь что-то изменить. Базовым учебным планом утвержденного в 2018 году государственного образовательного стандарта по сравнению с планом 2011-го увеличено время на изучение математики в 3—4-х классах на 1 академический час в неделю. Кроме того, в 7—9-х классах добавили по одному уроку физики.

Еще полгода будут дорабатывать новый стандарт базового образования (5—9-е классы), в котором МОН обещает учесть результаты исследования PISA-2018. Впрочем, новое не всегда означает «лучше», особенно когда речь идет о современных учебниках. Иногда «продвинутые» педагоги сознательно пользуются старыми советскими учебниками по математике или физике, ведь они были доступнее и логичнее изложены. Учителя говорят, что проблема новых книг в том, что они «втиснуты» в нелепые, механически сокращенные учебные программы.

Улучшить качество образования МОН пытается через создание опорных школ в глубинке, внедрение в начальных классах компетентностного обучения по программе «Новая украинская школа», изменение системы повышения квалификации учителей и внедрение сертификации педагогов как дополнительного стимула к самосовершенствованию. Каждый год выделяют средства на оснащение кабинетов математики, физики, химии и других естественных наук. А воз (то есть уровень знаний на выходе из школы) и ныне там.

Знания детей из года в год становятся все хуже, о чем свидетельствует, например, постоянное увеличение в Украине количества выпускников средних школ, не способных преодолеть порог «сдал/не сдал» на ВНО по математике (2016-й — 14,82%, 2019-й — 18,17%). Напомним, такой результат показывают «лучшие из лучших», которые изучали математику осознанно, поскольку она понадобится для поступления в вуз, для получения будущей профессии. А что будет, когда такое ВНО станет обязательным и для гуманитариев?

Проблемам естественно-математического образования на прошлой неделе были посвящены заседания профильного парламентского комитета, о котором «Голос Украины» сообщал в номере от 28 ноября. Его участники отметили высокий уровень дискуссии, к которой приобщили известных педагогов и ученых — тех, кто не дает окончательно деградировать естественно-математическому образованию. Компетентное мнение важно для формирования дальнейшей образовательной политики.

Поэтому позволим себе зацитировать несколько прозвучавших тогда выступлений, чтобы год математики плавно перешел во что-то большее, что поможет Украине сохранить свой интеллектуальный потенциал и воспитать новое поколение, способное прекратить деиндустриализацию страны и вывести ее на современный уровень научно-технического, технологического и экономического развития. А начнем со слов образовательного эксперта Владимира Бахрушина о ключевой роли естественно-математического образования для формирования новой элиты.

Фото Александра КЛИМЕНКО (из архива «Голоса Украины»).

Компетентное мнение

Владимир Бахрушин, доктор физико-математических наук, член национальной команды экспертов по реформированию высшего образования:

— Есть связь между тем, как развивается промышленность, экономика и как развивается естественно-математическое образование. Нам надо одновременно все восстанавливать. Зачем мы развиваем естественно-математическое образование? Здесь должна быть внешняя цель — развитие наукоемких отраслей экономики, повышение качества управленческих решений во многих сферах... В американских университетах есть очень интересный курс под названием «Физика для будущих президентов». У нас такого пока нет.

...Есть вопросы к содержанию образования. Если взять математику, то мы сегодня формируем навыки, необходимые для методов решения задач, которые использовали в докомпьютерную эру. Сегодня нужны другие навыки. С одной стороны, мы много времени тратим на навыки, не очень актуальные, а с другой, совсем не изучаем идеи, существующие в математике. Не изучаем многие современные разделы, такие как математические методы принятия решений, теория игр, математическая логика, анализ больших данных и многое другое.

Наталья Кудрий, директор Бердичевской ООШ и учитель биологии (Житомирщина):

— На ВНО самое большое количество отличников (200-балльников) именно по математике. Вместе с тем по математике самое большое количество учеников сдают ВНО неудовлетворительно... Учебные планы и программы перегружены. При изучении математики и физики почти каждый урок, чтобы реализовать в полном объеме требования стандартов, изучается новая тема. Времени на усвоение и практическое применение нет. Большинство математических задач практически не направлены... В контексте интеграции предметов содержание остается несогласованным. Учим по физике тему маятников в 7-м классе, где используется корень квадратный, а по математике эта тема изучается в 8-м классе. В биологии в 9-м классе изучаем строение белков-липидов-углеводов (органика), когда по химии такие нелегкие темы еще не изучались.

Богдан Рублев, профессор КНУ им. Т. Шевченко, доктор физико-математических наук, председатель жюри Всеукраинской ученической олимпиады по математике:

— Сначала надо честно провести ВНО и подвести итоги. За время, прошедшее с момента введения ВНО, уровень его заданий настолько низко упал... Были годы, когда наши выпускники получали 200 баллов за полтора не выполненных задания.

...Сегодня каждый учитель считает, что может быть репетитором по ВНО. Раньше репетиторами были ведущие преподаватели вузов. Математические лицеи не могут найти учителей, потому что там учатся очень хорошие дети, которым не нужны репетиторы. Учителя в лицеях фактически за ту же зарплату выполняют кучу дополнительной работы и почти не имеют репетиторства.

...Как в школьном образовании, так и в университетском я работаю с лучшей частью выпускников. И, поверьте, его уровень ужасно ухудшился. Приходишь в группу — сидят рядом призер международной олимпиады и ребенок, который честно сдал ВНО, но производную найти не может. Как их учить в одной группе?

Игорь Анисимов, доктор физико-математических наук, декан факультета радиофизики, электроники и компьютерных систем КНУ им. Т. Шевченко председатель жюри Всеукраинской ученической олимпиады по физике:

— Основной рычаг, который мог бы нормализовать состояние естественно-научного образования в Украине, — это промышленность, ориентированная на высокие технологии, которая бы работала и имела потребность в высококвалифицированных специалистах соответствующего профиля. Тогда наши проблемы будут решаться автоматически.

...Сегодня интерес молодых людей к физике чрезвычайно низкий. В этом году немного больше детей сдавали ВНО по физике по сравнению с прошлым... Есть надежда, что вроде переломили многолетнюю тенденцию уменьшения количества детей, пишущих ВНО по физике. Но проблема чрезвычайно острая. Наши коллеги с физического факультета прилагают огромные усилия, чтобы обеспечить набор... Не всем это удается. Практически прекратил свое существование физический факультет Одесского национального университета имени Мечникова, заведения с прекрасными традициями... Дети не хотят заниматься физикой — они понимают, что сугубо в материальном плане информатика дает намного лучшие перспективы.

Константин Гавриленко, старший научный сотрудник КНУ им. Т. Шевченко, кандидат наук, председатель Всеукраинской ученической олимпиады по химии:

— Проблема базового образования учеников за последние 20—25 лет стала колоссальной. Во всеукраинских олимпиадах по химии школьники принимают участие начиная с 8-го класса. Если взять их уровень подготовки в 90-е годы за ноль, то теперь, чтобы подготовить школьников к международным олимпиадам, нам приходится их «вытягивать» с минус пятого или минус десятого уровня. Потому что исчезла база математическая, исчезла база физическая. Это связано с тем, что эти 25 лет у нас очень много играли с программами. Школьная программа по химии стала настолько неструктурированной, фрагментарной и нелогичной, да еще и не связанной с программой по физике, — это просто катастрофа! Не имея знаний по физике и математике, дети не могут овладеть химическими знаниями в необходимом объеме.

Дмитрий Кравченко, директор столичного лицея «Лидер»:

— В центре Новой украинской школы должен быть учитель. Мы не проведем никаких реформ, и никакие компьютеры и интерактивные доски нам не помогут, пока зарплата учителя с 5 тысяч не вырастет по крайней мере в два раза.

...Надо ускорить внедрение НУШ (в старших классах. — Авт.), нельзя ждать до 2028-го. Что происходит в старшей школе? Дети бегут оттуда в общества с ограниченной ответственностью, которые ставят одну оценку в первом семестре, другую — во втором и выдают государственные документы.