Авиация и космонавтика — две сферы человеческой деятельности, которые всегда влекли, манили, удивляли, толкали на героические поступки, вдохновляли на удивительные изобретения... Кировоградщина в частности, как и Украина в целом, имеет к ним непосредственное отношение. Этот край — родина космонавта Леонида Попова, здесь находится альма-матер многих поколений летчиков, в том числе — зарубежных, — Летная академия Государственного авиационного университета (бывшая Школа высшего летного пилотажа). Здесь в свое время жил и работал теоретик космических полетов Юрий Кондратюк. А Украина уже имеет своего первого за время Независимости космонавта, Героя Украины, генерал-майора авиации, кандидата технических наук Леонида Каденюка, крупнейший и мощнейший в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия» тоже украинский. Как и несколько известнейших в мире ракет-носителей... Так что остаемся авиационным и космическим государством, и будущее за нами. А для этого надо помнить историю.

Листая страницы...

С течением времени драгоценные детали исчезают из памяти. Тем ценнее становятся старые фотографии, строки публикаций, воспоминания...

О запуске первого искусственного спутника Земли, в 1957 году, я узнал от своих родителей. В то время все уже вели разговор о последующем полете в космос человека. Об этом, чрезвычайном для человечества, событии — выведении на орбиту вокруг Земли 12 апреля 1961 года первого в мире космического корабля-спутника «Восток» с человеком на борту — майором Юрием Гагариным — мы, третьеклассники кировоградской средней школы № 27, узнали от нашей первой учительницы Татьяны Кирилловны Кожановой. Мы кричали восторженно «Ура!», гоняя по классу, прыгали на партах, обнимали друг друга, совсем не осознавая, что в то мгновение стали невольными свидетелями начала новой космической эры. Тогда же в школьном дворе состоялась торжественная линейка, после которой нас отпустили домой, потому что с такой неудержимой энергетикой мы бы все равно не досидели до окончания уроков. А уже на следующее утро поступили в продажу, по выражению отца-журналиста, переверстанные газеты, на страницах которых прописными буквами были напечатаны сообщения ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. И до сих пор в нашей семье заботливо хранится как настоящая реликвия газета «Известия» за 13 апреля 1961 года, выпуск которой полностью посвящен тому эпохальному событию.

Поколение влюбленных в небо

В январе 1969 года автор этих строк, тогдашний первокурсник пединститута, вместе с 70 победителями ІІ Всесоюзного смотра школьных произведений на тему «Мой современник» имел счастье посетить уголок памяти Юрия Гагарина, стать участником памятной встречи в конференц-зале московской гостиницы «Юность» с композиторами Яном Френкелем и Александрой Пахмутовой, с которыми вместе дружно пели строки известных песен: «Главное, ребята, сердцем не стареть...», «Есть одна у летчика мечта — высота...», слушать рассказ сверстницы Марины Масловой о соседе-фронтовике, Герое Советского Союза Владимире Сергеевиче Серегине, который во время Второй мировой войны 147 раз поднимал в воздух боевой самолет. И который в мирное время не раз летал с Юрием Гагариным и вместе с ним не вернулся из последнего полета 27 марта 1968 года. Говорят: они даже не сделали попытки катапультироваться, потому как надо было спасать самолет.

Незабываемой была для нас и встреча с экипажем космического корабля «Восход-2» летчиками-космонавтами СССР Героями Советского Союза подполковником Алексеем Леоновым и полковником Павлом Беляевым (в 1970 году его именем названа одна из улиц тогдашнего Кировограда). Об этом памятном событии мне напоминает цветная открытка с их автографами.

Машинист сахарозавода — теоретик межпланетных полетов

В свое время я узнал от директора Маловисковского историко-краеведческого музея, заслуженного учителя Украины Григория Перебийноса о звездном пути полтавчанина Юрия Ивановича Кондратюка (Александра Игнатовича Шаргея), который был незаурядной личностью в мировой истории теоретической космонавтики.

В 1921—1925 годах он жил с родственниками на Кировоградщине, в Малой Виске, где работал помощником машиниста и машинистом на местном сахарном заводе, механиком кочегарки... За собственные средства инженер-изобретатель издал книгу «Завоевание межпланетных пространств», которая оказалась полезна американцам при подготовке полетов на Луну. Именем Юрия Кондратюка названа одна из улиц города, а на фасадной части здания сахарного завода, где он работал, установлена мемориальная доска. Носит его имя и Полтавский государственный технический университет, где проходят Кондратюковские чтения.

Незабываемая встреча

В далекие восьмидесятые в Кировограде приветствовали известных космонавтов Валерия Рюмина и земляка из Александрии, сына хлебороба, Леонида Попова — дважды Героя Советского Союза, который три раза побывал в космосе. Тот летний день был очень жарким, однако никто из горожан не прятался в тени. Люди были радостными, а те, кто прихватил с собой фотоаппарат, вообще чувствовали себя счастливчиками. Поскольку не только в памяти, но и на фотографиях остались воспоминания о встрече с героями-космонавтами (на снимке).

После обучения в городской школе Леонид Попов работал электромонтажником аппаратного цеха электромеханического завода. А после окончания тогдашнего Черниговского высшего военного авиационного училища стал летчиком-истребителем. В далекий 1970 год был зачислен в отряд космонавтов. Через десять лет пилотируемый им корабль «Союз-35» отправился в длительный космический полет. 14 мая 1981 года он возглавил экипаж космического корабля «Союз-40», а в августе следующего года осуществил полет на корабле «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7».

Сегодня имя знаменитого земляка носят улица и площадь на его малой родине.

Для тех, кто хочет иметь крыла

Автору этих строк тоже удалось сделать несколько кадров стареньким родительским фотоаппаратом «Зоркий». Несколько фотографий переданы директору музея Летной академии национального авиационного университета в Кропивницком, человеку, тоже связавшему всю свою жизнь с авиацией, Леониду Кирееву. В свое время он окончил Барнаульское высшее военное училище летчиков-бомбардировщиков.

После увольнения в запас с должности заместителя командира авиационного полка по летной подготовке, дислоцировавшегося в городке Канатово возле областного центра, одиннадцать лет подряд Леонид Киреев преподавал в академии курсы аэродинамики и основ авиации и космонавтики, а с 2003 года работает в музее.

Ныне языком фотографий и документов рассказывают экспонаты музея о подготовке авиационных кадров: летчиков и штурманов, инженеров и техников, стрелков-радистов, механиков и мотористов, диспетчеров. Всех тех, кому не безразлично небо. Когда-то курсанты проходили обучение на стареньком ЯК-18, который был родной машиной и для Юрия Гагарина во время обучения в 50-х годах в Саратовском аэроклубе. Позже были: ИЛ-4, ЛИ-2, ИЛ-28 вплоть до нынешних современных самолетов.

И подумалось: прошлое не застывает, не смолкает в дали, а вплетается в сегодняшний день, создавая будущее...

Кировоградская область.

Фото автора.

Марка с изображением В. Рюмина и Л. Попова из домашнего архива.