Заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Колебошин, министр образования Анна Новосад.
 


Во время заседания.

 


Александр Ткаченко, Леся Забуранная.

Фото Александра КЛИМЕНКО.

Больше фото здесь

Утреннее заседание 16 января

Заместитель председателя Комитета по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Колебошин отметил, что этот законопроект задаст вектор развития для 15 тысяч школ, а значит — для всей школьной системы Украины. Среди основных новелл законопроекта он назвал возможность для школьников индивидуальной образовательной траектории, педагогическую интернатуру, поддержку семейных форм обучения, большую финансовую и кадровую автономию для школьных администраций.

«Этот законопроект уже давно перезрел, потому что действующий закон о среднем образовании с 1999 года совсем не коррелируется с новым базовым законом об образовании 2017 года», — подчеркнул С. Колебошин и добавил, что при подготовке законопроекта № 0901 ко второму чтению он был радикально улучшен. В частности, члены комитета учли 393 из 553 поправок народных депутатов и обработали несколько сотен предложений профсоюзных и просвещенских организаций.

Законопроект о полном среднем образовании также гарантирует зачисление детей в начальную школу без никаких конкурсов. При этом заведение должно быть территориально доступным для детей независимо от их социального статуса или места рождения. Среди новшеств — инклюзивность (возможность детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычных школах) и право детей, которые находятся на длительном стационарном лечении, получать образование в медучреждениях. Для детей с особыми образовательными потребностями предусмотрена возможность построения индивидуальной образовательной траектории с возможностью обучения вне школы или дома. Для подтверждения знаний будет проводиться обычное оценивание.

При обсуждении поправок к законопроекту № 0901 народный депутат Инна Совсун обратила внимание, что документ не содержит обещанных положений об автономии школы и учителе относительно формирования образовательных программ. «Государство должно определять, что должны знать ученики, но учителя полностью могут самостоятельно определить, как им достичь результатов обучения», — отметила она и добавила, что также не учтены предложения, позволяющие ученикам старших классов выбирать определенное количество предметов, не предусмотрена обязательная сертификация учителей и нет ничего о стратегии реформирования старшей профильной школы.
Принятие законопроекта о полном общем среднем образовании в целом поддержали 327 народных депутатов.

Верховная Рада рассмотрела в повторном первом чтении четыре альтернативных законопроекта о государственном регулировании деятельности относительно организации и проведения азартных игр и приняла в первом чтении проект закона № 2285-д. Глава подкомитета Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Олег Марусяк сообщил, что комитет предлагает принять за основу доработанный законопроект № 2285-д. «В этом законопроекте мы учли все социальные, экономические и даже медицинские факторы и он оптимален с точки зрения интересов государства, граждан и бизнеса», — сказал он и подчеркнул, что проект закона вводит принцип ответственной игры, поскольку он позволяет играть только после достижения 21 года. Кроме того, вводятся жесткие требования к рекламе игральных заведений, чтобы она не убеждала людей, что азартные игры — это способ легкого обогащения, а также предусмотрена уголовная ответственность за проведение азартных игр без лицензий. «Залы игральных автоматов будут размещаться только в трех-, четырех- и пятизвездочных отелях, а лотереи будут только классическими. То есть не будет залов «мгновенных лотерей», под которые маскируются игральные заведения», — подчеркнул О. Марусяк. Что касается финансовой составляющей, то, по предварительным оценкам, за первый год в бюджет от игорного бизнеса поступит от 2,5 до 4 миллиардов гривен, которые планируется направить на поддержку медицины, культуры и спорта. «Приняв этот законопроект, мы получим регулированный и цивилизованный рынок азартных игр», — заверил докладчик.

Народный депутат Наталия Королевская, представлявшая законопроект № 2285-8, призвала не только не легализировать, но усилить ответственность за организацию и проведение азартных игр.

Автор еще одного альтернативного законопроекта (№ 2285-9), народный депутат Александр Дубинский отметил, что во всех версиях этого документа, которые рассматривались на финансовом комитете, речь идет о легализации игорного бизнеса. «Мы выполнили то, что обещали во время избирательной кампании — закрыли улицу от «черных» игральных салонов, установили жесткую уголовную ответственность в виде шести лет лишения свободы за ведение нелегального игорного бизнеса, что будет очень весомым предохранителем для тех салонов, которые даже сегодня продолжают работать и по звонку запускать клиентов с улицы», — сказал он и добавил, что предлагаемый законопроект содержит исключительный перечень видов деятельности в сфере азартных игр и построен так, чтобы этот бизнес стал наполнителем бюджета, а не карманов криминальных «крышевателей».

Народный депутат Дарья Володина отметила, что предлагаемый ею законопроект № 2285-10 предусматривает размещение казино исключительно в пятизвездочных отелях, потому что это то, что может повысить инвестиционную привлекательность нашей страны, запрещает проведение онлайн-лотерей и делает возможным их только в классическом бумажном варианте. «Мой законопроект разработан не для того, чтобы предоставить кому-то преференции, а чтобы он принес пользу стране и защитил наших граждан», — подчеркнула она.

В целом принят проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласований в налоговом законодательстве, № 1209-1). Председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев сообщил, что этот документ и связанный с ним законопроект    № 1210 — антиофшорные. «Этими законопроектами мы вводим ускоренную амортизацию, о чем нас очень долго просил бизнес, повышаем стоимость основных средств с шести до двадцати тысяч гривен, увеличиваем лимит для неучета налоговой разницы с 20 до 40 миллионов гривен и, наконец, впервые вводим реальную ответственность государства в виде штрафов и возмещения причиненного налогоплательщику ущерба в результате нарушения его прав, значительно совершенствуем электронный кабинет налогоплательщика», — сообщил он.

Во время представления во втором чтении законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласований в налоговом законодательстве, № 1210), председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев сообщил, что к этому документу было подано 2219 поправок, из которых 1174 учтены. «Законопроект значительно улучшает регулирование налогообложения прибыли предприятий, предусматривает перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика или освобождающих его от ответственности, предусмотрено возобновление пропущенного срока на административное обжалование в течение шести месяцев с даты его окончания», — проинформировал глава комитета и добавил, что законопроект также упрощает взыскание рентной платы за лес, вводит налогообложение жидкостного сырья для табачных изделий, увеличивает акцизные ставки для табачных изделий. Рассмотрение поправок к законопроекту № 1210 народные депутаты продолжили на вечернем заседании.

Парламентарии приняли проект постановления о календарном плане проведения третьей сессии Верховной Рады Украины девятого созыва. Председатель Комитета по вопросам Регламента, депутатской этики и организации работы Верховной Рады Сергей Кальченко сообщил, что согласно проекту календарного плана третью сессию Верховной Рады девятого созыва предлагается начать 4 февраля и завершить 17 июля 2020 года. «В календарном плане для пленарных заседаний предусмотрено 12 недель, для работы в комитетах, комиссиях, депутатских фракциях и депутатских группах — 7 недель, для работы с избирателями — 5 недель, для вопросов к правительству отведено 12 часов», — сообщил он и добавил, что также учтены праздничные и нерабочие дни, план проведения сессий ПАСЕ и частично учтен график мероприятий ПА ОБСЕ.

Справка

В законопроекте «О полном общем среднем образовании» прописаны три модели изучения государственного языка. Первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, в частности, крымских татар, которые не проживают в языковой среде своего языка и не имеют государства, которое этот язык защищало бы и развивало. Для них предусмотрено обучение на языке коренного народа с 1 до 11 (12) класса наряду с основательным изучением украинского языка. Вторая модель — для школ с обучением на языке национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам ЕС. Базовый подход предусматривает, что в начальной школе дети будут обучаться на материнском языке и изучать государственный язык. Начиная с 5 класса не менее 20 процентов годового объема предметов должны преподаваться на украинском, а дальше этот объем постепенно будет увеличиваться, чтобы в 9 классе на государственном языке преподавалось не менее 40 процентов предметов. В старших классах таких школ уже не менее 60 процентов предметов должны преподаваться на государственном языке. По третьей модели, которая касается меньшинств, язык которых относится к одной из украинских языковых семей и которые проживают в основном в среде собственного языка, в первую очередь русского, начальное обучение также будет проводиться на языке меньшинства вместе с изучением украинского, а с 5 класса не менее 80 процентов предметов должны преподаваться на государственном языке.