Полтава стала конечным пунктом очередного тура рабочих поездок заместителя министра образования и науки Егора Стадного по регионам с презентацией концепции реформирования высшего образования. Она нашла свое отображение в недавно принятом Верховной Радой Законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании образовательной деятельности в сфере высшего образования». И требует дальнейшего переформатирования нормативно-правовой базы. Чтобы объяснить, каких новшеств ждать и, так сказать, усовершенствовать систему, в частности советами и предложениями практиков, в упомянутом областном центре чиновник также встречался с руководством, преподавателями и студентами местных вузов. Но сперва была встреча в помещении ОГА с руководителями техникумов и колледжей, которые репрезентуют профессиональное предвысшее образование.

Профтехучилища, техникумы и колледжи объединят в одну систему

Времена, когда поиски нового рабочего места чаще всего приводили в базарную палатку, отходят в прошлое. С развитием производства и технологий рынок труда нуждается прежде всего в профессиональной подготовке.

Но не любой, не «бурсацкой» — только качественной и действительно современной. Чтобы ее достичь, по словам Егора Стадного, уже подготовлен проект закона о единой системе профессионального образования, который вскоре опубликуют для общественного обсуждения и дискуссий в парламенте.

Именно этот документ определит принципы деятельности сегодняшних техникумов, колледжей, профессиональных и профессионально-технических училищ, которые объединят в одну систему профессионального образования. Согласно его концепции, главным принципом функционирования этого сегмента станет паритетность, то есть одинаковые условия для всех заведений. В частности в управлении, финансировании, регламенте вступительной кампании, стипендиях, льготах и т. п. По убеждению чиновника, это нужно для того, чтобы выиграли действительно сильнейшие.

По его словам, уже с 2021-го или 2022 года вся система профессионального образования, наверно, будет финансироваться из бюджетов местного уровня. «Вниз» передадут даже те колледжи, которые ныне находятся в структурах университетов и, соответственно, получают средства из госбюджета. При этом их снова выделят, предоставят статус юридических лиц, но, так сказать, на произвол судьбы не бросят: за ними пойдут и деньги из казны государства.

При таких условиях без новых переименований таких заведений, конечно, не обойтись... Как их теперь будут именовать? «Названия будут такими, которые больше всего понравятся абитуриентам и их родителям, — отметил Егор Стадный. — Потому что репутации этих заведений будут уделять особое внимание. Уже в 2020-м правительство чуть ли не впервые заложило в госбюджет средства на популяризацию и, собственно, рекламу профессионального образования. Чтобы постепенно увеличить его долю в общей системе и ликвидировать неоправданную диспропорцию с преимуществом высшего образования».

В этом году, по словам заместителя министра, еще будет работать действующий закон о профессиональном предвысшем образовании с соответствующим финансированием, набором поступающих и т. п. Но к неизбежным переменам в ближайшем будущем коллективам этих заведений надо готовиться уже ныне.

ЗВО будут финансировать в зависимости от качественных показателей работы

К реалиям масштабного реформирования заведения высшего образования подошли, как говорится, вплотную. Своеобразной точкой отсчета для них стал упомянутый закон об изменениях в высшем образовании. О его принципиальных принципах и особенностях внедрения чиновник говорил с полпредами более чем полудесятка вузов региона в государственной аграрной академии и Национальном университете «Полтавская политехника».

При этом каждый раз начинал с ответа на вопрос: зачем нужны такие радикальные перемены? В частности и в системе финансирования заведений.

— Напомню, что эта система практически на сто процентов привязана к количеству студентов, — отметил Егор Стадный. — Она была хороша, когда в государстве насчитывалось 2,7 миллиона студентов. А когда их сегодня стало 1,5 миллиона, такая система фактически отжила свое. Потому что становится меньше студентов — уменьшаются и объемы государственного финансирования университетов. Поэтому 25 декабря 2019-го было принято постановление правительства, кардинально меняющее ту систему. А через три года оно изменит и наше с вами поведение, что делать сложнее всего.

Новая система, по определению замминистра, «тотально прозрачная». А самое главное, позволяет обеспечить переход в приоритетах от количественных к качественным показателям. Чтобы все преподаватели наших вузов (а это свыше 90 тысяч человек) поняли зависимость объемов финансирования от результатов их работы, министерство образования и науки планирует уже в ближайшие дни опубликовать на своем сайте нынешние показатели каждого университета.

Упрощенная схема этой зависимости выглядит так. Ориентировочно (с округлениями) общий объем государственного финансирования отечественных вузов в 2020-м составляет 16 миллиардов гривен. Каждое заведение гарантировано должно получить 80 процентов от объемов финансирования предыдущего года, остальное будут распределять в зависимости от эффективности работы вузов. О механическом урезании бюджетов речь не идет. Деньги будут перераспределять с плюсами для лучших университетов и минусами для отстающих.

При полноценном применении этой формулы верхняя граница от финансирования в прошлом году достигла бы 140 процентов, нижняя — 80. Во избежание такого резкого скачка члены правительства в этом году «смягчают» разницу до 120 и 95 процентов соответственно.

На гарантированное базовое финансирование в 2020-м, по словам замминистра, используют ориентировочно 12 миллиардов гривен из упомянутых 16. А остальные 4 миллиарда будут делить между университетами по шести показателям. Их Егор Стадный условно называет «политические» и «группы качества».

Первым среди «политических» становится региональный коэффициент с учетом привлекательности города для абитуриентов и их родителей. При этом столичные вузы получают наиболее низкий коэффициент — 1, харьковские и львовские — 1,03, остальные — 1,07. Поскольку, дескать, университеты не виноваты в том, что расположены в менее привлекательных городах... Вторым показателем «политической» группы станет масштаб заведения. Этот критерий будет экономически стимулировать объединение и укрупнение вузов. Самые большие финансовые бонусы получат те из них, где учатся свыше трех тысяч студентов-бюджетников.

Третьим показателем «политической» группы определены контингент, то есть количество студентов. Его вес существенно уменьшается, однако обойти этот критерий невозможно. В нем будут свои подкоэффициенты.

Согласно им, за подготовку инженера или агронома государство заплатит университету в 1,6 раза больше, чем за подготовку, скажем, экономиста... Ведь, по словам замминистра, «надо сохранить лицо» более близких к производству вузов, не допустить их перепрофилирования.

В «группе качества» первый показатель — занятость выпускников. При этом от университетов министерство не будет требовать никаких справок об их трудоустройстве. Информацию возьмут из баз данных электронных реестров, в частности и Пенсионного фонда. Вторым показателем этой группы назван объем средств, которые университет самостоятельно привлекает на науку от хозяйственных договоров с представителями бизнеса, а также от предоставления платных услуг и международных грантов. Третий показатель в «группе качества» определят по трем ведущим международным рейтингам. Попал университет в какой-то из них — получает дополнительный финансовый бонус в виде коэффициента 1,1.

— Уже в нынешнем году общий объем государственного финансирования университетов (с учетом стипендий, содержания колледжей и т. п.) увеличивается на 1,7 миллиарда гривен, — подчеркнул заместитель министра. — Такой рост будет происходить и в дальнейшем. И только по формуле, добавляющей средства сильным университетам, которые в свою очередь станут стимулировать финансово сильных преподавателей. Тех, кто обеспечит достижение результатов по упомянутым критериям. В ином случае вузы просто будут терять деньги.

«Дешевые» знания останутся в прошлом

Не менее важная и, без сомнения, еще более чувствительная для общества составляющая реформирования высшей школы — определение стоимости обучения в вузах по контрактам. Нынешние расценки не покрывают реальных расходов государства на подготовку контрактников, говорят в МОН. Иногда они превышают уплаченные родителями студентов суммы в несколько раз... Поэтому, по словам Егора Стадного, чтобы не допустить банкротства этого специфического «производства», стоимость контрактного обучения (понятно, что речь идет прежде всего о специальностях с самой высокой долей контрактников) постепенно будут приводить в соответствие с реалиями. А значит, повышать...

Члены правительства планируют уже до лета определить минимальную (индикативную) цену за такое обучение в этом году, доведя ее до 60 процентов от объема государственного финансирования подготовки одного студента-бюджетника. В 2021-м цена вырастет до 70 процентов, а в 2022 году — до 80 процентов от упомянутого выше показателя. При этом будет действовать региональное «смягчение» стоимости контрактного обучения.

То есть при условии, если его годовая цена будет превышать совокупный размер трех официальных среднемесячных зарплат в той или иной области, университетам разрешат останавливаться именно на этой сумме. Так что и откровенное демпингование, к которому сегодня прибегают многие вузы, особенно частные, будут предотвращать.

По убеждению заместителя министра, уже ныне должны менять представление многих о том, что высшее образование недорогое. «У нас считается совершенно нормальной цена старой легковушки, приобретенной в Польше или где-то еще за 4 тысячи долларов, — отметил чиновник. — Вместе с тем такую же стоимость четырехлетнего обучения в нашем университете сына или дочери владельца той «евробляхи» с получением диплома бакалавра почему-то называют высокой. Хотя «евробляха» не дает человеку того, что дает высшее образование».

Концепция реформирования высшего образования, по словам Егора Стадного, предусматривает также уверенное движение университетов к финансовой автономии. С предоставлением им возможности для «маневра» средствами, в частности для ремонта общежитий, и даже имуществом. Ведь ранее такие расходы во многих случаях считались «нецелевыми» и подвергали руководителей и бухгалтеров наказанию. Не менее важной и необходимой составляющей изменений становится отход от «канонизации» тарифной сетки при оплате труда преподавателей. Последняя более чем существенно ограничивает финансовое стимулирование лучших специалистов.

Хотя для полноформатного внедрения этих и других новшеств нужно изменить и усовершенствовать много сопутствующих законов и других нормативных актов. Над этим также сегодня активно работают специалисты профильного министерства и парламентарии.

На встречах в Полтаве преподаватели и студенты задали Егору Стадному много вопросов. Однако они касались преимущественно технических нюансов внедрения нового закона и реформирования сферы. При этом ни одного(!) принципиального возражения необходимости таких преобразований заместитель министра не услышал.

«Это говорит о том, что они таки назрели, — подчеркнул чиновник во время короткого разговора с журналистами, состоявшегося по окончании упомянутых встреч. — Именно поэтому сегодня увидел и услышал не оппонентов, а союзников».

Полтава.