На снимке: корпусы первых лодок уже можно увидеть на территории завода «Аналог».

Для этого планируют изготовлять малотоннажные плавсредства на электрической тяге. Проект разработали на местном заводе «Аналог». Когда же по водному пути пойдут речные трамваи?

Электродвигатель не загрязнит ни реку, ни окружающую среду

Инициатива изготовления судов для перевозки пассажиров по воде принадлежит местному предприятию «Аналог». Руководство завода внесло на рассмотрение городского совета инвестиционный проект «Создание дополнительной туристской инфраструктуры в Виннице». Речь идет об изготовлении катеров малого класса. Не только для прогулок туристов. Важной составляющей проекта является перевозка пассажиров.

Южный Буг проходит через всю территорию города. В проекте определены конкретные места остановок по оба берега реки. Предусматривается, что путь речных катеров будет пролегать от села Сабаров до другого населенного пункта — Коло-Михайловка. Оба прилегают к областному центру в разных концах города.

Проект использования речного транспорта городские власти будут реализовывать на условиях государственно-частного партнерства совместно с заводом «Аналог». На предприятии уже можно увидеть часть изготовленных корпусов к двум катерам.

Особенностью речного транспорта, который предлагает «Аналог», будут электродвигатели. Как объяснили на предприятии, их малотоннажные катера станут первыми, использующими электричество для движения по воде.

Те, что ходят ныне по Бугу, загрязняют не только атмосферу. Река от них тоже страдает. Двигатели на электротяге снимут проблему загрязнения. Кроме того, они быстрее.

Для перевозки пассажиров заводские специалисты спроектировали катер на 70 мест.

— Для завершающего этапа сборки речных плавсредств нужна будет база, — рассказывает представитель завода «Аналог», который просит не называть его фамилию. — Дело в том, что заключительный этап производственного процесса должен проходить в максимальной близости к воде, то есть на прибрежной полосе реки. Такой базой может стать единый имущественный комплекс будущей водной станции. Там будет центр стоянки судов и их обслуживания.

Авторы проекта объя-сняют, что эксплуатация такого комплекса может быть как коммерческой, так и совместной с властью. Важно было бы возродить и бывшую «Морскую школу», принадлежавшую тогдашнему Обществу содействия армии и флоту, учить желающих водно-моторным видам спорта.

— Если сумеем создать нужную базу и наладить производство малотоннажных речных плавсредств, то появятся новые рабочие места, — отмечает собеседник. — Кстати, спрос на речные катера, тем более на электродвигателях, есть и в других городах. Специалисты нашего предприятия изучали эту проблему. Знаем города, где хотели бы приобрести речной транспорт.

Начали с очистки водной артерии

— Возможности Южного Буга рассматриваем не только как место для отдыха, рекреации, но и как потенциальную составляющую общегородской транспортной сети, то есть для перевозки пассажиров, — говорит заместитель городского головы Винницы Сергей Матусяк. — Вместе с руководителем города Сергеем Моргуновым побывали на предприятии, видели наработки по изготовлению речного транспорта. Сергей Моргунов сообщил заводчанам, что будет поддерживать такую инициативу.

По словам собеседника, до конца первой половины 2020-го планируют обнародовать проект внедрения речного транспорта в Виннице.

— На мой взгляд, это один из важных проектов, — говорит Сергей Матусяк. — Согласно стратегии «Винница-2030», отдельно выделены вопросы экологии и воды. На это направлен ряд мер исполкома горсовета, чтобы привести акваторию Южного Буга в максимально надлежащее состояние. Поэтому первым этапом для нас является очистка реки, чем занимаемся уже два года. Приобрели земснаряды и делаем то, что не делалось многие годы.

Что касается малых судов, потенциально рассматриваем их использование в двух направлениях — водный отдых, туризм, прогулки, а также внедрение речных трамваев и их адаптация в общегородскую транспортную сеть.

По словам чиновника, проект дорогостоящий.

— Будем воплощать его по принципу государственно-частного партнерства, — рассказал Сергей Матусяк. — Часть средств из бюджета, остальные — завода «Аналог» и не только. Будем привлекать другие предпринимательские структуры. Ведь, повторяю, дело чрезвычайно актуальное для города. В дальнейшем оно будет становиться еще актуальнее — городские улицы переполнены транспортом, заторы, к сожалению, уже стали привычным явлением. На водном пути их не будет. Для части жителей это станет удобным способом передвижения.

Проблема с сертификацией

Специалисты завода «Аналог» разработали проекты ряда малотоннажных речных судов. Кроме упомянутого катера на 70 пассажиров, показали документы на лодки с количеством мест на 20 и 40 пассажиров. Кстати, их также оборудуют электродвигателями. Есть и другие наработки по этой тематике.

Одна из проблем, которая ждет производителей малых речных судов, — их сертификация. Это подчеркивали заводчане. Их слова подтвердил также заместитель городского головы Сергей Матусяк.

— Будем решать проблему на уровне государства, — подчеркнул собеседник. — Знаю, что в малых речных судах заинтересованы также другие города, через которые проходят водные артерии. Общими усилиями решим проблему.

Винница.

Фото предоставлено заводом «Аналог».