Заместитель министра образования и науки Егор Стадный. Ректор Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого Александр Черевко.

В частности, в Министерстве образования и науки планируют изменить подход к распределению средств на финансирование высших учебных заведений в целом, предоставлению им управленческой автономии, создать новые наблюдательные органы, придать другое содержание учебным программам, обновить правила работы с ректорами вузов. О целях и задачах реформы общался в Черкассах с научно-педагогическими работниками и студентами двух университетов заместитель министра образования и науки Украины Егор Стадный.

Преобразования назрели давно. Ведь согласно проведенным опросам, 70 процентов респондентов считают качество высшего образования в Украине средним, низким или очень низким.

— Ощутимый результат для общества реформы дадут через определенное количество лет, — отметил член правительства. Поэтому, по его мнению, всем задействованным в этих процессах нужно набраться терпения.

Свое выступление в Черкасском государственном технологическом университете Егор Стадный начал с обсуждения опыта студентов в создании собственных проектов. Они, по мнению заместителя министра, помогают как осваивать науку, так и развиваться как личность.

— Проекты — это круто, поскольку благодаря им мы можем наработать навыки, необходимые для будущей профессиональной карьеры, которая со временем перерастет в собственное дело, — заявил заместитель министра.

В разговоре о реформировании Егор Стадный акцентировал внимание на изменениях, которые должны произойти в порядке лицензирования и аттестации кадров. Он также расшифровал формулу государственного финансирования заведений высшего образования, отметив, в частности, что в 2020 году вузы получат 80 процентов гарантированного финансирования от 2019 года. Остальное будут распределять между заведениями в зависимости от показателей деятельности. «Оценку» каждому вузу будут ставить, в частности, исходя из показателей трудоустройства выпускников, позиции в международных рейтингах и объема средств из внебюджетных источников, которые заведение привлекает на научные исследования.

Как объяснил заместитель министра, изменения призваны снять прямую зависимость финансирования вузов от количества студентов (хоть это тоже будет учитываться). Теперь основными критериями распределения государственных средств станут эффективность, качество образования, конкретные показатели работы заведения.

Появились также четкие критерии эффективности деятельности ректоров университетов. Со всеми руководителями вузов, которые в дальнейшем планируют избираться на должности, будут подписаны контракты с указанием целевых показателей эффективности (КРІ), сроками их выполнения и механизмами проверки. Если КРІ в процессе работы руководителя вуза не будут соблюдаться — у министерства появятся основания для расторжения контракта с ректором.

Интересным оказалось видение МОН о поощрениях лучших преподавателей.

— Нам нужна прозрачная система, где определятся сильные и слабые заведения высшего образования, и все станет на свои места. Цепочка финансирования от Министерства образования и науки должна протянуться и внутри учебного заведения, чтобы увеличение финансирования ощутили сильные преподаватели, — подчеркнул Егор Стадный. — Система финансирования и управления сегодня не дает заслуженного вознаграждения лучшим преподавателям и наиболее эффективным заведениям высшего образования. Реформа должна это изменить.

МОН вводит изменения в системе лицензирования. Отныне лицензированию подлежат учебная деятельность заведения высшего образования на определенном уровне высшего образования и учебная деятельность по специальности для так называемых регулированных профессий (например, медиков или атомщиков). Это означает отмену лицензирования почти для 100 специальностей. Лицензирование всех остальных будет происходить онлайн через электронные базы.

Структура учебных заведений тоже немного изменится. В частности, нельзя будет иметь структурные подразделения в Киеве, Харькове, Львове, Днепре и Одессе.

Фактически отменяется понятие «диплом государственного образца» — теперь выпускникам будут выдавать документы о высшем образовании по образцу, утвержденному ученым советом вуза. Но выдавать дипломы заведение сможет только по учебным программам, аккредитованными НАОКВО, зарубежными или независимыми украинскими аккредитационными агентствами.

МОН планирует внедрять дуальную форму получения высшего образования. Она предусматривает сочетание обучения и практики.

— Секрет качественного обучения и быстрого трудоустройства по специальности заключается в эффективной комбинации теории и практики, сотрудничестве университета и предприятия. Студент фактически получит рабочее место и будет получать образование без отрыва от практики, — объяснил заместитель министра. — Все, что касается прикладной функции образования, будет официально внесено в учебные планы. При этом реформа предусматривает в итоге уменьшение количества будущих специалистов, которые придут в вузы, и увеличение количества высококвалифицированных кадров, у которых будут сугубо рабочие специальности.

Отвечая на вопрос о том, какая функция высшего образования в итоге будет преобладать — традиционно научная или прикладная — член правительства объяснил позицию министерства.

— Я думаю, что все-таки прикладная, — сказал чиновник. — Да, сугубо научная функция образования могла быть доминирующей в прошлом веке. Сейчас весь мир меняется в сторону прикладной. Ничего страшного в том нет. Конечно, это не значит, что научная среда нам не нужна. Просто будут появляться молодые ученые высокого уровня, которые сознательно выберут для себя этот путь. Пусть их будет немного, но это тот фундамент, на который можно опираться, в частности, и для передачи научных школ в руки молодых ученых. Часто аспиранты вынуждены отвлекаться от научной работы для заработка и обеспечения семьи. Мы хотим отойти от таких рисков. Аспиранты должны ощущать, что работа над научным трудом — это главное. Их стипендия логично должна стать выше. Хотя министерство придерживается мнения, что аспирантов должно быть меньше. При этом настоящих ученых, которые должны принести стране пользу, будут всячески поощрять.

Интересные нововведения, отметил Егор Стадный, ждут абитуриентов и студентов. В частности, предусмотрена возможность отзыва дипломов за плагиат. Это должно усилить ответственность студентов за академическую добропорядочность. Выявление плагиата, фабрикации или фальсификации в работах может стать основанием для отмены решения о получении степени высшего образования.

Договора с учебными заведениями о правах и обязанностях сторон будут заключать не только студенты-контрактники, но и студенты-бюджетники, а на этапе поступления в вузы абитуриенты будут писать мотивационные письма.

Отметим, что мотивационные письма — распространенный в западных странах инструмент отбора абитуриентов. В этих письмах поступающие должны объяснить приемной комиссии, почему именно это учебное заведение и специальность выбирают. Для того чтобы избежать злоупотреблений, максимальный показатель дополнительного балла за мотивационное письмо будет невысоким — один процент от общего конкурсного балла.

В завершение своих встреч Егор Стадный выразил надежду, что новые требования, стимулы, правила игры в системе высшего образования помогут украинским вузам занять достойное место в рейтингах европейских университетов.

Черкассы.

Фото Александра ТИТАРЕНКО.