Собор Святой Софии Премудрости Божьей.
 


Знаменитая икона-мозаика Богородицы XI века «Оранта».

Святая София, возведенная в центре древнего Киева в начале XI века, уже более тысячи лет назад — со времен Владимира Великого и Ярослава Мудрого до сегодняшних дней — духовный, политический и культурный центр Украины, свидетель многих исторических событий. Здесь возводили на престол киевских князей и вручали им символы государственной власти, подписывали политические соглашения, принимали иностранных послов, проводили церковные соборы и интронизовали митрополитов. Под стенами Софийского собора с давних времен собирались «от мала до велика» на вече, где решались важнейшие вопросы государственного значения — дела войны и мира, призыва князя на престол и заключения с ним договора («ряда»), смены княжеских урядников, экономического развития, международной политики и судопроизводства. Эта традиция организации государственного управления с княжеской эпохи дошла до наших времен — оранжевый Майдан, Революция Достоинства, акции «Нет капитуляции!» — и является проявлением народоправного строя, которым руководствовались государство Владимира, крестителя Киевской Руси, и его потомки.

Святая София неотделима от судьбы Украинского государства и народа, здесь формировались принципы демократии и высокая культура, определялся европейский курс, который внедряли в жизнь князья Владимир Великий, его сын Ярослав Мудрый, правнук Владимир Мономах, митрополиты Иларион, Макарий, Петр Могила, гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа, церковные деятели и ученые Евгений Болховитинов, Петр Лебединцев и другие.

Собор Святой Софии Премудрости Божьей украшает уникальная для всего мира знаменитая икона-мозаика Богородицы XI века «Оранта», которая стоит в вечной молитве перед Господом Богом. Она является образом Церкви земной, Нерушимой Стеной, защитницей Украины.

В народе убеждены: сколько будет стоять София, сколько будет молиться Оранта, столько и будут стоять Украинское государство и Киев.

С берегов Днепра государственность и культура распространились по восточнославянским территориям

Как ни удивительно, но история строительства Софии Киевской, древнейшего храма, который сохранился на восточнославянских землях, является не только предметом научных дискуссий, но и исторических разночтений и даже манипуляций.

— Разные летописи называют две даты основания храма: Новгородская летопись — 1017 год, «Повесть временных лет» — 1037-й, — говорит доктор исторических наук, профессор, заведующая научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская» Надежда Никитенко. — Относительно этих двух дат уже 200 лет идет дискуссия о том, когда же построен храм. Летописи — это государственные документы, которые писались по заказу князей, и не только в Киевской Руси. Тогдашние книжники называют строителем Софии князя Ярослава Мудрого, который княжил с конца 1016-го до лета 1018 года и в 1019—1054 годах.

Скажем, в «Повести временных лет» под 1037 годом читаем: «Заложил Ярослав город большой, у того же града суть Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии». Так летописец всячески стремился прославить своего властолюбивого князя, к кругу книжников которого принадлежал и чью волю навеки воплощал в письменах для потомков.

Впрочем, как отмечает Надежда Никитенко, недавно выявленные на стенах собора граффити с датами 1018-го, 1019-го, 1022-го, 1023-го, 1028-го, 1033-го и 1036 года, неопровержимо свидетельствуют, что храм был возведен значительно раньше 37-го года, украшен мозаиками и фресками. Общеизвестно, что даты в граффити не писались «задним числом», это противоречит средневековой ментальности и эпиграфической традиции, так как событие буквально «врезалось» в каменные скрижали истории — стены храма. Тем не менее некоторые (особенно российские и пророссийские историки советского пошиба) никак не хотят даже замечать эти даты, дескать, они «неправильно (или плохо) читаются», «их здесь просто нет» и вообще — «этого не может быть, так как не может быть никогда». Но ведь подтверждают это датирование и другие источники. Среди них «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона, который был современником Владимира Великого и Ярослава Мудрого и видел собственными глазами строительство храма.

В этом древнейшем памятнике Киевской Руси автор утверждает самостоятельность Русского государства и Церкви, прославляет князя Владимира, воина и строителя собора, называет великим каганом нашей земли.

— Это восточный царский титул, — говорит историк. — Владимир, как и его отец Святослав Храбрый, ходил на Хозарский каганат, наложил на него дань и получил титул хозарского кагана, который носил наряду с княжеским.

— Существует еще один важный источник — это знаменитая хроника немецкого епископа Титмара Мерзербургского, который тоже был современником Владимира, — продолжает Надежда Никитенко. — Она дошла до нас практически в оригинале с 1018 года и никогда не переписывалась и не редактировалась, то есть не «исправлялась» в угоду власть имущим, в отличие от летописей. В этой хронике Софийский собор упоминается под 1017 годом, с 1018-го уже как действующая резиденция Киевского митрополита. Никто из ученых не сомневается, что Титмар говорит правду. Но о каком соборе он говорит? Может, то была деревянная церковь, построенная княгиней Ольгой или Владимиром? Однако в документе ни слова о деревянном Софийском храме. В нем речь идет о том, что здесь был митрополит и имел здесь церковные реликвии, с которыми встречал польского короля Болеслава и его зятя Святополка, сына князя Владимира, когда те, после смерти крестителя Руси, с войском вошли в Киев в августе 1018 года.

Уточнить дату возведения храма помогают еще и древние Святцы, где записаны дни его освящения. При Владимире место по-строения и фундаменты освятили 4 ноября 1011 года, а при Ярославе — 11 мая 1018-го престол в храме.

— Это действо осуществлялось исключительно в воскресенье, день Господний, — говорит исследовательница. — Так вот, во втором десятилетии XI века и 4 ноября 1011 года, и 11 мая 1018 года приходится как раз на воскресенье. Вот откуда такое весьма четкое датирование. О том, что София была основана в 1011 году, знал и Киевский митрополит Петр Могила, который реставрировал Софию в XVII веке. В 1634 году по его заказу была сделана огромная ктиторская надпись на арках под центральным куполом храма, где была четко указана дата начала строительства собора — 1011 год. Судя по надписи, Могила считал, что храм основан при Владимире, но закончил Софию Ярослав, что подтверждают и современные научные исследования. Таким образом, Петр Могила имел какие-то данные, которые до наших дней не дошли. Он был ученым человеком, знал книги церковные, летописи и документы, которые сохранялись в софийском архиве (сгорел в 1697 году) и, конечно, абсолютно ответственно отнесся к дате 1011 год, не придумал ее, так как поместил под образом Христоса Панто-
кратора. Это же просто поражает, ведь данные надписи Могилы и результаты современных исследований дают одну и ту же дату основания Софии — 1011 год! Существуют и другие источники, в частности заметки иностранных путешественников Мартына Груневега и Эриха Лясоты, которые в конце XVI века посетили Софийский собор, и строителем храма называют князя Владимира, которого величают «царем». А он им и был, это удостоверяют его монеты.

Почему это так важно?

— Как год основания Софии Киевской 1011-й признавали вплоть до конца XVIII века, — говорит Надежда Никитенко. — Это зафиксировано в нескольких тогдашних статистических «Описаниях Киевского наместничества». 1037-й стал «хрестоматийным» лишь после 1795 года, когда была создана Киевская губерния и царское правительство под себя унифицировало все исторические даты на присоединенных украинских землях. 37-й как можно лучше вписывался в идеологию самодержавия.

Мифологема россйско-имперской правопреемственности трактует события так: в 1036 году Ярослав Мудрый стал «единовластцем Русской земли», победил печенегов, поэтому в 1037 году заложил Софийский собор как «памятник славы русского оружия». На то время Петр I уже переименовал Московию в Россию, и то, что было русским, от слова Русь, стало «русским», от слова «Россия».

— К тому же 1037 год был определен кульминацией формирования империи Рюриковичей, — отмечает исследовательница. — И он четко вписывался уже в идеологию советской империи с ее тезисом «Киевская Русь — общая колыбель трех братских народов».

Под эту идеологему «подогнали» даты возникновения в середине XI века трех Софийских соборов — в Киеве, Новгороде и Полоцке.

— На самом деле София Киевская появилась во втором десятилетии XI века, она значительно древнее Новгородской и Полоцкой, она величественнее и стала образцом для строителей других храмов. Традиция объективного датирования собора восстановлена в независимой Украине. На основании результатов наших новейших исследований в 2011-м и 2018 году на международном и государственном уровнях отмечено 1000-летие основания и освящения Софии Киевской. А дата 1011 год как время основания Софийского собора внесена в Календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Фото предоставлено Надеждой НИКИТЕНКО.

Продолжение следует.