Труд ученых Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины «Жизненный мир и психологическая безопасность человека в условиях общественных изменений» отмечен государственной премией в области науки и техники. Об этом говорится в Указе Президента Украины № 4/2020 «О присуждении Государственных премий Украины в области науки и техники в 2019 году», обнародованном на сайте главы государства.

Награду присудили коллективу авторов — директору Института Николаю Слюсаревскому, его заместителю Любови Найденовой, главным научным сотрудникам Павлу Горностаю, Виталию Татенко, Татьяне Титаренко и ведущим научным сотрудникам Ольге Кочубейник и Борису Лазоренко.

Отмеченная работа обобщает основные результаты фундаментальных исследований, проведенных в Институте социальной и политической психологии НАПН Украины в течение 2000—2017 годов. Она состоит из 176 публикаций, среди которых 22 монографии, 116 статей в отечественной и зарубежной периодике, 38 учебников, учебных пособий, методических и научно-популярных изданий.

«Главная проблема, которую решает работа: как помочь человеку адаптироваться к невиданной до сих пор в истории динамике общественных преобразований, конфликтов и противостояний, вызовам глобализации и научно-технического прогресса, не теряя собственную аутентичность, — рассказывает директор Института социальной и политической психологии НАПН Украины Николай Слюсаревский. — Социальная психология как наука сейчас может предложить богатый инструментарий для решения насущных проблем общества и личности». 

«Наработанные в ходе выполнения труда рекомендации содержат апробированные способы моделирования личностью своего будущего в условиях быстротечных общественных изменений, психотехнологии формирования у человека готовности к таким изменениям, способности варьировать в соответствии с ними траекторию своего жизненного пути, преодолевать имеющиеся угрозы и риски», — говорит Николай Слюсаревский.

Авторы выдвигают свои предложения по снижению социальной напряженности в обществе, повышению уровня психологической защищенности личности. В частности, через социальный диалог и соответствующую корректировку социально-экономического, образовательного, информационного и других аспектов политики государства.

Один из разделов труда посвящен проблемной молодежи — прежде всего причинам и механизмам деформации ее субъектности, то есть способности к актуализации потенциала и свободного самопроявления личности. Учеными разработана динамическая модель реабилитации проблемной молодежи и концепция профилактики негативных явлений в молодежной среде.

Отдельным направлением исследования было выявление социально-психологических факторов и механизмов формирования психотравмы гибридной войны, ее влияния на психическое здоровье участников АТО, волонтеров, внутренне перемещенных лиц и их семей. Представлен авторский комплекс реабилитации, которая фокусируется на трансформировании психотравмы в положительный жизненный опыт. Разработаны рекомендации по предоставлению соответствующей психологической помощи пострадавшим детям и подросткам.

В работе уделяется внимание медиапсихологии как новой сфере отечественной социально-психологической науки, которая определяет теоретические основы медиаобразования детей и молодежи. Осуществлена возрастная периодизация медиарисков, обоснованы основные положения теории киберсоциализации, предложены способы противостояния информационно-психологическим диверсиям и средства повышения уровня психологической защищенности человека в информационном пространстве.

Практическую значимость фундаментальных исследований авторского коллектива подтверждает появление созданных при его участии нормативных документов национального уровня, в частности, стандартов высшего образования по подготовке бакалавров, магистров, докторов философии отрасли знаний «Социальная работа», национальной Концепции внедрения медиаобразования в Украине, а также образовательных стандартов начальной школы (где уделили внимание и развитию критического мышления учеников как базовой составляющей медиаграмотности).

Научные наработки ученых позволили создать оригинальные учебники и учебные пособия, среди которых «Основы социальной психологии», «Современная психология личности», «Психология миграции», «Медиапсихология: основы рефлексивного подхода», «Медиакультура», «Кибербуллинг, или виртуальная агрессия: способы распознавания и защита ребенка», и другие издания для учреждений высшего и общего среднего образования.

По тематике работы защищены 14 докторских и 32 кандидатские диссертации, получены 22 авторских свидетельства.

Соб. инф.