Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак.

Скриншот видео RadaTVchannel.

По данным Госстата, в сельской местности только 56,2 процента детей дошкольного возраста (3—5 лет) посещают сады. В то же время в городах дошкольным образованием охвачены 74,4 процента малышей. Такую статистику обнародовали участники слушаний на тему «Состояние и проблемы законодательного обеспечения развития дошкольного образования в Украине», состоявшихся в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций.

Народные депутаты пригласили к дискуссии представителей центральных органов исполнительной власти, департаментов образования ОГА, ученых, руководителей и работников дошкольных заведений, представителей общественных организаций.

«Комитет понимает необходимость изменений в дошкольном образовании и определяет их одним из приоритетов своей деятельности», — подчеркнул председатель Комитета по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак.

Сейчас в комитете работает рабочая группа по разработке законопроекта «О дошкольном образовании». Предыдущий его вариант («О внесении изменений в Закон «О дошкольном образовании») был подан в Верховную Раду рядом народных депутатов во главе с заместителем председателя комитета Сергеем Колебошиным. «Мы решили его отозвать, — уточнил Сергей Колебошин, — чтобы поработать над концептом дошкольного образования».

Сергей Бабак напомнил: долгое время наше общество воспринимало дошкольное образование как что-то второстепенное, несущественное и необязательное. Хотя мир уже давно инвестирует значительные ресурсы в развитие этого образовательного звена, понимая, что именно в раннем возрасте закладываются основы для дальнейшего успеха ребенка, его гармоничного развития. На проведенной под эгидой ЮНЕСКО в 2010 году профильной конференции отмечалось: образование и забота о детях раннего и дошкольного возраста — первый фундаментальный шаг к созданию богатства народа.

По словам академика-секретаря отделения общей педагогики Национальной академии педагогических наук Светланы Сысоевой, в Украине дошкольное образование воспринимают в основном как образование детей в возрасте от трех лет. Малыши с рождения до двух лет остаются без внимания государственных учреждений. Хотя именно в этом возрасте закладываются будущие когнитивные способности человека. «По некоторым исследованиям, в возрасте 6—9 месяцев закладываются способности, от которых зависит, как ребенок будет писать, читать или усваивать математику», — подчеркнула представитель НАПН.

«Мы планируем разработать программу раннего развития ребенка в возрасте от 0 до 2 лет», — сообщила Светлана Сысоева. Среди прочего НАПН предлагает создать систему обучения молодых матерей, развивать неформальное дошкольное образование, а также создавать в садах группы раннего развития детей и расширять социально-педагогический, психологический и медицинский патронат семей, в которых растут малыши раннего возраста. Требует пересмотра также содержание дошкольного образования, ведь чувствуется значительный разрыв между тем, что ребенок должен знать и уметь после окончании детсада и при зачислении в школу.

По данным Госстата, которые во время слушаний озвучила заместитель министра образования Любомира Мандзий, по состоянию на 1.01.2019 г. в Украине функционировали 14 898 заведений дошкольного образования, которые посещали 1 млн 278 тыс. 237 детей (в предыдущем году таких заведений было на 9 больше). Кроме того, функционируют дошкольные группы при заведениях общего среднего образования.

В городах находится всего 39 процентов садов, однако именно там воспитывается около 76 процентов детей соответствующего возраста. В мегаполисах дошкольные заведения переполнены, несмотря на то, что там периодически открывают новые сады.

Дошкольные детские заведения ощущают настоящий кадровый голод, поскольку работа воспитателей недооценивается. Они — наиболее социально незащищены, получают самую низкую среди всех педагогических работников зарплату и имеют наибольшую нагрузку (30 часов в неделю), как правило, вынуждены работать на 0,85—0,9 ставки. Не удивительно, что в садах много незаполненных вакансий.

Участники слушаний предложили ввести многоканальное финансирование этого звена образования. В проекте рекомендаций, которые должны были принять по итогам дискуссии, предлагалось внести изменения в Бюджетный кодекс — предусмотреть расходы из государственного бюджета на открытие новых коммунальных садов и дошкольных отделений. Кроме того, парламентарии советуют предусмотреть образовательную субвенцию для получения обязательного дошкольного образования 5-летних детей и малышей с особыми образовательными потребностями по принципу «деньги идут за ребенком».