Дискуссии по поводу правил игры, которые следует создать на отечественном информационном поле, продолжаются. Представители общественных организаций, активисты и международные эксперты пытаются внести свои предложения в проект закона о медиа, над которым нынче работают в Комитете Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики. Недавно состоялось общественное обсуждение новшеств, которые предлагается ввести в сфере вещания громад и коммунальных телевизионных и радиоорганизаций. Речь идет о третьем разделе соответствующего законопроекта. Обсуждение организовала Национальная ассоциация медиа при содействии проекта «Европейский Союз и Совет Европы работают вместе для поддержки свободы медиа в Украине» и проекта Usaid-internews «Медийная программа в Украине».

Важно предложить механизм, который достаточно эффективно обеспечит контроль громады. Наиболее действенным может показаться способ публичной отчетности общественного вещателя, но и здесь есть определенные риски. «Философия законопроекта заключается в том, что все игроки должны находиться в равном положении, — подчеркнул, в частности, один из авторов закона о медиа, заместитель председателя Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Никита Потураев. — Но предыдущая дискуссия, посвященная вещанию громад, засвидетельствовала, что все участники могут пребывать в равном положении между собой, но не в равном — относительно центральных вещателей. Их отчетность можно публиковать на сайтах, но с некоторой закрытой информацией. Технически это сделать можно. Но следует понимать, что эта норма будет действовать в условиях агрессии России, при которых мы должны защищать свое информационное пространство».

Коллега Н. Потураева по фракции и по комитету Евгения Кравчук в то же время на своей странице в Фейсбуке предположила, что рассмотрение закона о медиа может собрать такое же количество поправок, как и закон о земле. Правда, она связывает это с желанием оппозиции парализовать работу парламента.

По словам исполнительного директора Национальной ассоциации медиа Екатерины Мясниковой, третья часть закона о медиа должна решить несколько задач — прежде всего зафиксировать статус вещания громад, определить правовые формы, при которых это вещание сможет существовать и, собственно, решить проблему функционирования территориального вещания. Ключевая задача — обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность громаде, а не руководителям местных органов власти.

«Вещание громад не может иметь целью получение прибыли, — подчеркнула К. Мясникова. — Оно должны работать на усиление идентичности громады, сохранение культурного и языкового разнообразия, повышение медиа-плюрализма и объективного освещения жизнедеятельности громады». Сейчас же, говорит эксперт, коммунальные медиа часто выполняют, скорее, задачу пиар-службы местных властей. Именно на стыке этой проблематики и возникает серьезная дискуссия. Частотный ресурс является ограниченным, подчеркивают эксперты. Поэтому, если пойти по пути реформирования печатных СМИ и просто расгосударствить коммунальных вещателей, существует реальная угроза, что этот ресурс попадет к действующим городским или районным головам, а громада может остаться без местного телевидения или радио.

Комментарий

Член наблюдательного совета «ПАО «Национальная общественная телерадиокомпания», заместитель шеф-редактора «Детектор-медиа» Светлана ОСТАПА:

— Закон о медиа будет сложно принять, потому что очень много заинтересованных сторон. История законопроекта берет свое начало еще со времен Януковича. Над ним начали работать в 2012 году. Елена Бондаренко зарегистрировала его в последний день своей каденции. Но над тем документом рабочая группа трудилась еще на протяжении двух лет. Потом, уже с новой властью, в 2014 году, началась новая работа. Тогда Украина взяла на себя обязательство перед Европейским Союзом, что такой документ будет разработан в течение двух лет, а потом еще в течение двух лет — принят. Прошло четыре года, документ сформировали и зарегистрировали, но дальше дело не пошло, потому что он затрагивал крупный медиа-бизнес, который не хотел менять правила игры на рынке.

Новейшая власть приняла за основу уже созданный законопроект. Над ним работали в закрытой, намного меньше, рабочей группе, в которую входили медиа-юристы (по рекомендации Совета Европы). Публичное обсуждение началось фактически только после нового года. На этом настаивали международные и наши общественные организации.

Сейчас ситуация в парламенте затормозилась ввиду рассмотрения закона о земле, и этот период стейкхолдеры использовали, чтобы обсудить все проблемные места. Когда же дойдет до принятия, думаю, поправок будет очень много.