Перевод заведений профтехобразования на финансирование из областных бюджетов вместо городских углубит их сотрудничество с региональными работодателями. Это однозначный плюс. Но хватит ли денег в областных бюджетах на полноценное обеспечение таких учебных заведений? 

Свое мнение по поводу пилотного проекта МОН об изменениях в финансировании заведений профессионально-технического образования озвучил в разговоре с корреспондентом «Голоса Украины» опытный руководитель, директор государственного учебного заведения «Центр профтехобразования № 1 Винницы» Валерий Дьяков (на снимке). Напомним, Винницкая область вместе с Одесской и Сумской стали участниками эксперимента, одобренного на заседании Кабмина 5 февраля этого года.

Надеемся на позитив

— Стоит напомнить, что отдельные элементы в финансировании и подчинении были переданы на местные бюджеты еще раньше, — рассказывает Валерий Дьяков. — Сейчас речь идет о полном содержании наших заведений за счет областных бюджетов, а также об имущественных комплексах. Какой я лично вижу позитив в новом деле?

На местах намного лучше ориентируются в функционировании тех или иных заведений, предоставляемых ими услугах, в потребности в рабочих кадрах, утверждает собеседник. Таким образом, финансирование будет распределяться более рационально, исходя из нужд и актуальности профессий, по которым готовят специалистов региональные заведения профтехобразования.

— По моему мнению, переподчинение позволит области финансировать те направления, которые не могли обеспечить городские бюджеты, учитывая ограничения, установленные Бюджетным кодексом. Речь идет о капитальных расходах, а также расходах и средствах на некоторые текущие нужды, которые не касаются защищенных статей, — отмечает Валерий Дьяков. — К тому же финансирование защищенных статей тоже является частичным. Поскольку часть средств на подготовку специалистов профессий общегосударственного значения получаем из госбюджета в виде выплат за предоставленные образовательные услуги. Такими специалистами являются станочники широкого профиля, слесари по ремонту промышленного оборудования. Субвенцию на общеобразовательную подготовку получаем от государства, остальное финансирует город.

На инфраструктуру зарабатывали учащиеся

При этом руководитель заведения акцентирует внимание на необходимости финансирования инфраструктуры. У Центра профтехобразования есть 9-этажное общежитие, более 300 единиц оборудования, и это все требует ухода, ремонта, обновления.

— Расходы на это покрывали из средств спецфонда, — продолжает Валерий Дьяков. — Наполняли его за счет... учащихся. Каким образом? Во время прохождения ими практики половину заработанных денег, которые они получали на предприятиях, переводили в спецфонд учебного заведения. Их не хватало, поэтому вынуждены были искать другие источники финансирования. Теперь есть надежда, что заведения будут финансироваться в полном объеме, а это положительно скажется на материально-техническом обеспечении. Конечно, новая система углубит сотрудничество с региональными работодателями, что для нас очень важно. Как видите, надежды на лучшее — очевидны. А как будет на деле? Хватит ли в областном бюджете средств на полное обеспечение заведений профтехобразования? Это самый сложный вопрос. Его должны были учесть во время проведения эксперимента и по его результатам — в Минобразования и Кабмине. Поскольку от этого зависит сохранение сети таких заведений.

Зарубежная компания заказала 500 специалистов

Центр профтехобразования № 1 Винницы — единственное в государстве заведение ПТО, где готовят огранщиков алмазов и бриллиантов. По аналогичному профилю осуществляют подготовку ювелиров-монтировщиков, таких специалистов готовят еще в трех учебных заведениях государства. Виннитчане заключили соглашение с одной из зарубежных ювелирных компаний на подготовку 500 специалистов.

Обучают здесь и станочников широкого профиля — таких специалистов на всю область готовят только в Центре профтехобразования № 1 Винницы. В целом преобладают специальности, связанные с металлообработкой, — кроме станочников широкого профиля, учат токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, сверловщиков. Для их подготовки создан учебно-практический центр. Ученики работают на современном оборудовании, в частности, в 2018 году учебное заведение получило семь станков немецкого производства.

Собеседник также акцентирует внимание на социальной роли заведений профтехобразования, поскольку там учится много детей-сирот и из социально незащищенных семей.

Винница.