Любое мозаичное панно, как известно, состоит из крохотных разноцветных кусочков — больших или меньших. Из этих небольших составляющих вырисовывается определенный образ. Так же то ли пространные, то ли коротенькие зарисовки, воспоминания о человеке, которого уже нет с нами, создают всесторонний портрет личности, тем более портрет Мастера. О таком признанном Мастере, как И. Н. Шамо, уже написано и еще будет написано много. Надеюсь, эта скромная публикация станет еще одним небольшим фрагментом к многогранному мозаичному портрету композитора.

Многогранность, мозаичность одаренности Игоря Шамо действительно поражает. Ведь работал композитор в самых разнообразных музыкальных формах и жанрах. Его произведения были в репертуаре солистов, камерных и симфонических оркестров, хоров, ансамблей и т. п. Шамо сам был прекрасным пианистом, поэтому создавал яркие и интересные для исполнения композиции. Кстати, ему принадлежит первая в Украине хоровая опера «Ятранские игры» (1979) на стихи В. Юхимовича, которая исполнялась без оркестрового сопровождения, с уникальной на то время партитурой. К сожалению, она до сих пор ждет своего возвращения на сцену. Шамо с удовольствием писал музыку к кинофильмам и театральным спектаклям. Их тоже значительное количество. Вспомним хотя бы такие любимые зрителями спектакли А. Коломийца «Голубые олени» и Н. Зарудного «Пора желтого листья». Именно здесь впервые прозвучали песни «Камінь сонця» и «Осіннє золото», которые со временем пошли в самостоятельную жизнь и исполнялись и исполняются многими певцами.

Да, природа щедро одарила его, и все же, пожалуй, самой яркой жемчужиной в целом ряду его талантов был дар Песенника. Казалось, он был рожден с песней в сердце. Даже в семье Шамо шутили, что ребенком плакал, словно сочинял песню. А родился Игорь Шамо в Киеве 21 февраля 1925 года в семье аптекаря. Жизненный путь ему выпал тернистый, как и у всего его поколения, опаленного войной. Любимое занятие музыкой пришлось прервать — загремели пушки Второй мировой. В эвакуации юноша получил профессию фельдшера и добровольцем ушел на фронт. Прошел всю войну, был ранен. В течение жизни лихолетья войны то и дело напоминали о себе и выливались в музыкальных произведениях. Именно этой теме посвящена его симфония «Памяти героев», песни на стихи Д. Луценко «Стоїть над Волгою курган», «Фронтовики» и другие.

После демобилизации Шамо как одного из лучших учеников музыкальной школы пригласили поступить в Киевскую консерваторию, где он учился на композиторском отделении у таких выдающихся педагогов, как Б. Лятошинский и Л. Ревуцкий. Они высоко ценили талант молодого музыканта. Неудивительно, что уже на третьем курсе в 23 года Игорь Шамо стал самым молодым членом Союза композиторов Украины. Он был очень плодотворным автором, написал огромное количество произведений, но никогда не почивал на лаврах. Работал всегда много и упорно, ни на минуту не останавливаясь в стремлении к собственному профессиональному усовершенствованию. Конечно, я не преследую цель освещать здесь все многогранное творчество Игоря Шамо. Хотелось хотя бы несколько слов сказать именно о Шамо-песеннике, о Шамо-человеке.

Представьте, что только песен он написал более 300. Среди самых удачных и любимых слушателями — песни на стихи своего друга Дмитрия Луценко: «Україно, любов моя», «Фронтовики», «Романтики», «Осіннє золото» и т. п. Сотрудничал композитор также с поэтами — В. Куринским, Ю. Рыбчинским, М. Ткачом, В. Юхимовичем и другими. Песни Шамо в свое время звучали на многих сценах и площадках, по радио, они неслись из окон на улицы. Их исполняли известные певцы — М. Магомаев, Г. Отс, Д. Гнатюк, Д. Петриненко, Ю. Гуляев, А. Таранец, А. Мокренко. Всех не перечислить. А, помните, непревзойденный «Дніпровський вальс» в исполнении блестящей Е. Мирошниченко? А замечательный вальс «Де ти тепер?», который со временем разнесла по миру неповторимая Квитка Цисык? Позже песни Шамо брали в репертуар исполнители моложе  — В. Белоножко, Т. Петриненко, самодеятельные солисты и коллективы.

Не будучи этническим украинцем, но родившись на этой благодатной земле, Игорь Шамо вобрал все многоголосие украинского мелоса, тонко ощущал саму природу украинской песни. Он выработал свой собственный, такой узнаваемый песенный стиль, который проявлялся в насыщении мелодий фольклорными интонациями. Поэтому многие слушатели часто считали его песни народными. В частности, вспоминаю, заказывали включить в программу «народную» песню «Не шуми, калинонько» или «Три поради», или «Ой, вербиченько». Вот оно, истинное признание!

Именно за песенное творчество в 1976 году композитор был отмечен Государственной премией имени Тараса Шевченко.

Особая же судьба суждена была песне Шамо и Луценко «Києве мій». Написанная в 1962 году и впервые исполненная незабываемым Юрием Гуляевым, эта песня практически почти сразу и в течение 40 лет была неофициальным, а с 2014 года стала официальным гимном столицы.

В свое время, работая в музыкальной редакции Украинского радио, мне неоднократно приходилось интересоваться разными материалами об Игоре Наумовиче, слушать его песни, встречаться с деятелями искусств, которые хорошо знали его, сотрудничали. Бесценным для меня да и для всех нас оказалась запись голоса самого композитора. Вместе с поэтом Д. Луценко они вспоминали, как именно возник замысел написания песни о Киеве. Как-то, гуляя по склонам Днепра, друзья услышали восхищенные слова каких-то молодых людей, проходивших мимо: «Ну, как этот город можно не любить!» И вот молниеносно родилась идея создать песню, посвященную любимому городу.

Среди моих коллег тоже есть такие, которым повезло общаться с Игорем Шамо. В частности, Л. Лагутенко, А. Вишневая и Т. Диденко до сих пор помнят времена, когда Игорь Наумович приходил в редакцию. Как, идя по длинному коридору, непременно со всеми здоровался, независимо, знал ли кого-то лично или нет. Встретив знакомых, обязательно останавливался, что-то интересное рассказывал, любил посмешить собеседника. Его приход в редакцию был настоящим праздником. Ведь знаменовал рождение нового интересного произведения. Все редактора старались попасть на худсовет, чтобы своими ушами услышать новинки. Как правило, воспринимались они «на ура». А еще, говорят, нельзя было не обратить внимания, каким красивым человеком был Игорь Наумович. Как внешне, так и внутренне. Ему были свойственны не слишком чтимые ныне черты: порядочность, вежливость, скромность. Словом — интеллигентность. Эти черты как-то гармонично уживались в нем с довольно строгой требовательностью к музыкантам, с которыми работал, и, собственно, и с требовательностью к самому себе. Известно, что Шамо обладал безупречным слухом, поэтому стремился достичь самого точного исполнения своих произведений. Вместе с тем композитор никогда не кричал на оркестрантов, свое недовольство проявлял очень корректно.

Всех читателей, которым знакомо и небезразлично творчество И. Шамо, а это все же в основном люди старшего поколения, хочу порекомендовать ознакомиться с книгой воспоминаний о Маэстро, которая красноречиво называется «Я з вами був і буду кожну мить...». Составитель — дочь композитора Тамара Шамо. Здесь вы найдете воспоминания семьи, друзей, дирижеров, поэтов, музыкантов. Все они, кроме творческого таланта Маэстро, подчеркивают его человеческие качества: каким он был доброжелательным, мягким сердцем, искренним другом. А еще — как безгранично любил Киев.

Действительно, Шамо был киевлянином, как говорится, «на все сто». Он был влюблен в родной город. Эту любовь унаследовал от отца, тоже коренного киевлянина. Но это была не просто любовь к городу, в котором родился и жил. Шамо постоянно интересовался его историей, знал каждую улочку, каждый уголок города. Мог без проблем провести оригинальную экскурсию для друзей и коллег из других республик бывшего Союза. Здесь, в Киеве, он чувствовал себя комфортно. Поэтому, когда его неоднократно приглашали переехать в Москву, — в частности, уговаривали бывшие школьные друзья, композиторы Шаинский и Френкель, — Шамо категорически отказывался. Не зря вместе с поэтом Михаилом Ткачом они написали прекрасную песню «Тільки в Києві», которую так нежно исполнял А. Таранец.

Безусловно, без песен Игоря Шамо невозможно представить песенную палитру Украины. Но даже не все пламенные почитатели творчества композитора знают, что он также искусно рисовал, лепил, занимался резьбой и даже создал коллекцию шейных платков и беретов. Такой он — Игорь Шамо, народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии, Мастер с прописной буквы.

Приятно, что земляки не забывают знаменитого певца столицы. Его именем названа киевская музыкальная школа №7, где учился композитор. На Русановке в его честь назван бульвар. Правда, хотелось бы, чтобы чаще по Украине проходили вечера памяти И. Шамо. Ведь Маэстро жив, пока звучит его Музыка, пока живут его Песни.