Артисты Роман Луцкий (Петр Сколик), Алеся Романова (Адель Ангер-Сколик) и Марианна Янушевич (Стефания) в фильме «Преданная».

На рубеже 2019—2020 годов наблюдался явный всплеск интереса к отечественному кинематографу. А говорить было о чем! Драма Наримана Алиева «Домой», спецэффектный триллер «Экс», мелодрама «Преданная», комедии «Адская Хоругвь, или Рождество казацкое» и «Наши котики», сериал о Лесе Украинке «Плеяда», оригинальное документальное кино — «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» и «Земля голубая, будто апельсин» (этот фильм Ирины Цилык недавно получил награду американского кинофестиваля «Санденс» за лучшую режиссуру).

Список, конечно, далеко не полный. Но привлекает внимание вот что. На некоторые из тех фильмов, когда они шли в кинотеатрах, иногда сложно было достать билет! Почти невероятное дело для «домашнего» кинопродукта! И как-то сам собой забылся наш извечный скептицизм: дескать, когда наконец украинские киношники дойдут до уровня Голливуда? Оказалось, что можно «идти до уровня» не через Голливуд, а через территорию собственной культуры. И ПРЕДАННОСТЬ этой культурной территории — не пустой звук. Здесь можно строить что-то стоящее. Хорошей иллюстрацией этого тезиса может служить фильм «Преданная», где, собственно, речь идет именно (простите за тавтологию) о преданности собственным ценностям и близким людям.

Мелодрама «Преданная» — дебютный полнометражный фильм молодого режиссера Кристины Сиволап, экранизация известного романа Софии Андрухович «Феликс Австрия». Даже если вы не видели ленту, то слышали о ней точно, ведь ее главный саундтрек звучит в эфире всех радиостанций (песня «Вільна» покорила сердца миллионов украинок, а ее исполнительницы Тина Кароль и Юлия Санина, солистка рок-группы The Hardkiss, стали олицетворением женской дружбы).

События фильма разворачиваются в XIX веке в австро-венгерской Украине, в Станиславове (нынешний Ивано-Франковск). В центре картины две женщины — самые преданные подруги, самые родные сестры и злейшие враги. Любовь смешивается с ненавистью, и появляется третий лишний. А потом и четвертый, и пятый, и уже в водоворот противостояния двух женщин засасывает каждого, кто существует рядом с ними. Это история о том, что каждый человек свободен и имеет свой путь. Так, когда ты жертвуешь собой ради кого-то, то подвергаешь несчастью не только себя...

Съемочная площадка фильма «Преданная» — поле творчества для операторов. Это работа со стилизованными костюмами периода Австро-Венгерской империи, панорамная съемка, графика. Отдельный «персонаж» ленты — еда для застолья. Операторы снимают процесс приготовления пищи так, что вы одновременно захотите есть и писать стихи. Захватывает эпизод, когда служанка Стефания выбрасывает за окно жареную рыбу, которая не понравилась хозяину, и эта рыба плывет по небу над волшебным Станиславовым и падает назад в реку!

Чтобы не сломать историческую концепцию фильма, операторы уменьшили количество графики. Так, например, разговоры Стефании с картинами выглядят как графика, а на самом деле это масляный грим.

Кому-то фильм понравится, кому-то нет. Кто-то скажет, что он банальный, другой найдет здесь сокровенный философский смысл. Комментариев можно прочитать множество, однако все, кто видел «Преданную», пишут, что визуальная картинка ленты — это наслаждение для глаз (главный оператор — Алексей Малах, художница по костюмам — Елена Патока). И дело не только в том, что это «красиво». Здесь есть кое-что не менее важное.

Дело в том, что нынешний Ивано-Франковск давно потерял свое очаровательное «австрийское» лицо, и найти здесь натуру ХІХ века уже невозможно. Пришлось снимать в павильоне. Поэтому фильм — будто попытка отстроить собственную утраченную родину, в которую хочется возвращаться, как к себе домой. И оказывается, что дорога к себе пролегает совсем не через холмы Голливуда.

Оригинальность как сумма банальностей?

Документальный фильм Надежды Парфан «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» нетипичный для жанра кинодокументалистики. На протяжении целого часа хронометража вы ни разу не услышите ни голоса за кадром, ни других типичных атрибутов кинопублицистики. Надежда Парфан с самого начала погружает зрителя в производственный процесс на городской центральной отопительной станции. А параллельно рассказывает о профсоюзном хоре «Чорнобривці», в который входят работники этой станции, от ремонтников до диспетчеров. Ее начальник Иван Васильевич — единственный сквозной персонаж всего фильма. Между исполнением своих прямых обязанностей он старается поддерживать свой хор, несмотря на все трудности. А во время отопительного сезона без трудностей в работе теплокоммунэнерго не обойтись!

Если присмотреться, фильм состоит из трех блоков, каждый из которых, по сути, банальный. Нам показывают: а) «наши проблемы», б) «наш певучий народ», в) «наши тяжелые будни». Каждый из названных блоков, взятый отдельно, может вызвать у зрителя оскомину. Но все они в сумме неожиданно дают оригинальный эффект. В фильме есть та теплота, которой не хватает в наших квартирах, когда начинается отопительный сезон. А еще есть та теплота, которой не хватает в наших душах в любую другую пору года.

Все вроде просто: когда начинается отопительный сезон, а в доме холодно, мы звоним в теплокоммунэнерго. Лента дает уникальную возможность увидеть, что происходит по ту сторону, в диспетчерской, куда вы звоните. А там сидят такие же люди, как вы. У них дома не теплее, чем у вас. И их работа не легче вашей. А они ведь там еще и поют! Режиссер показывает, что сердиться на этих людей совершенно не стоит. Потому что от них ничего не зависит. По крайней мере, зависит не больше, чем от каждого из нас.

Возможно, этот вывод о фильме — немного умозрительный. Потому что те три блока (а, б, в) в ленте воспринимаются иногда как отрывки, объединенные одной тематикой, но не объединенные в цельную историю. Качество съемок и аудиодорожки в разных эпизодах отличаются. Выступления хора записаны очень качественно, слушать те песни — удовольствие. А вот что касается показа производственных процессов — здесь, возможно, понадобился бы диктор, чтобы объяснить, как работает теплостанция, ведь не каждый из нас видел все те механизмы, которые нам показывают. А впрочем, эти механизмы в фильме тоже «поют», каждый своим голосом.

Сама идея документальной ленты в художественном оформлении — интересна. В итоге получаем что-то большее, чем «документ» — что-то такое, что приближает людей друг к другу.

От «Киборгов» — до «Котиков»

Фильм «Наши котики» (полное название «Наши котики, или Как мы полюбили лопаты в условиях ограниченной антитеррористической операции с элементами временного военного положения») появился в прокате в январе нынешнего года. После знаменитой военной драмы Ахтема Сеитаблаева «Киборги» прошло лишь три года — и вот вышла военная комедия. Дело не в том, что война стала веселее. Военная комедия — не меньше, чем драма — требует от художника особого душевного равновесия и уверенности в победе. Да и делали фильм не дилетанты. Автор сценария и режиссер — Владимир Тихий, известный в мире кино. А один из актеров (Дмитрий Тубольцев) даже воевал как солдат на передовой в зоне АТО.

Лента рассказывает о 2014 годе, о начале гибридной войны России против Украины. Инженер, актер, футбольный тренер и продавец цветов едут добровольцами на восток. На позициях к ним присоединяется амбициозная журналистка с секретным заданием (на снимке внизу — все пятеро). Ни у кого нет боевого опыта, но именно они грандиозно срывают масштабную операцию врага...

В ролях: Дмитрий Тубольцев (Лето), Станислав Бжезинский (Грин), Петр Микитюк (Профессор), Дмитрий Хомяк (Пенальти) Ярослав Федорчук (Капеллан), Вера Климковецкая (Оля), Дмитрий Ярошенко (Адам), Михаил Кукуюк (Гоша). Актерский состав — безупречный.

Ценность фильма — в умении не только посмеяться над врагом, но и поиронизировать над собой. А поводов для такой самоиронии 2014-й давал достаточно —украинцы тогда только учились воевать, были иногда героически-наивными, смешными и неуклюжими. А о таких вещах бывалые солдаты потом любят вспоминать весело. Кстати, на сеансах «Котиков» было много военных — и они смеялись часто даже там, где гражданская публика не видела ничего особенного. Эта реакция фронтовиков — чуть ли не лучший комплимент творцам картины.

Между прочим, сценарий основан на реальных историях участников АТО.

Конечно, «гражданский» критик может отметить, что фильм построен больше на диалогах, чем на динамическом действии, поэтому иногда хочется «включить ускорение». Также большие вопросы вызывает уровень компьютерной графики. Нарисованная Смерть и некоторые другие спецэффекты киноленты часто выглядели неправдоподобно. Но если вспомнить, что перед нами, по сути, фильм-комикс, то эти замечания можно и не озвучивать.

Подборку подготовили Анастасия Саянова, Павел Хорошко, Ксения Агафонова.