Медицинская реформа на завершении. С 1 апреля учреждения вторичного и третичного уровня здравоохранения должны бы перейти на другой уровень работы и прямое финансирование с Национальной службой здоровья.

Депутаты Ивано-Франковского областного совета забили тревогу. На очередной 34-й сессии облсовета они приняли обращение к органам государственной власти об отсрочке новаций.

Председатель постоянной комиссии областного совета по вопросам здравоохранения и социальной политики Манолий Пицуряк (на снимке) назвал ряд рисков, которые могут привести к провалу медицинской реформы.

Прежде всего — финансовые. Медицинской субвенции на І квартал, как и в предыдущие годы, не хватает. На 1 апреля кредиторская задолженность, учитывая максимально принятые меры по экономии бюджетных средств, составит почти 37 млн грн. А это обусловит увольнение персонала. Опять-таки, необходимы значительные средства для выплаты расчетных — это станет непосильным бременем для коммунальных некоммерческих предприятий.

«Еще один риск — несовершенство и несогласование законодательной базы, которая сопровождает медицинскую реформу. Постановления Кабинета Министров, приказы Минздрава, Нацслужбы здоровья Украины (НСЗУ) явно запоздалые. Не урегулировано действующее законодательство относительно взаимоотношений органов центральной исполнительной власти и местного самоуправления. Коммунальные некоммерческие предприятия не в полной мере готовы работать в условиях требований Хозяйственного кодекса. Под угрозой — выполнение ряда законов, а в частности относительно статуса горных территорий. Услуги, которые будет оплачивать НСЗУ, не учитывают «горных» коэффициентов, тогда как зарплату медикам надо платить с их учетом. Так же может возникнуть проблема с выполнением законодательства о статусе ветеранов войны, помощи больным туберкулезом и с психиатрическими недугами. Реально становится не действующей ст. 49 Конституции», — подчеркнул Манолий Пицуряк.

В обращении говорится, что для обеспечения компьютерной техникой и медицинскими информационными системами потребуются значительные финансовые ресурсы. Нужен переходной период для адаптации персонала к новым условиям. Серьезной проблемой является получение или возобновление  лицензии на медицинскую практику, оборот наркотических веществ и прекурсоров. Коллегу поддержали другие депутаты, а в частности Роман Ткач, сделавший ударение на испытании медицины и в разрезе незавершенной админреформы. До конца года кардинально меняется административное устройство страны, поэтому неопределенными остаются отношения ОТГ и районных больниц. А Петр Кнышук акцентировал внимание на безденежьи населения, особенно людей старшего возраста.

Поднял вопрос функционирования профильных учреждений здравоохранения депутат облсовета, главный врач Коломыйской инфекционной больницы Владимир Кифорук: «В такой ситуации вынужденными и непредвиденными становятся решения местных органов власти о закрытии ряда учреждений здравоохранения: санаториев, туберкулезных и дерматовенерологических диспансеров, психиатрических и инфекционных больниц. Беззащитными остаются как пациенты, так и сотрудники учреждения».

«Изменения должны быть обоснованны и испробованы. И только после апробации, определения рисков и поиска путей их минимизации можно говорить о целесообразности введения реформы. Так что считаем необходимым безотлагательно привести законодательную базу, касающуюся вопросов финансового обеспечения учреждений здравоохранения, в соответствие с тем, что касается безопасности жизни, здравоохранения и ее профилактики. Обращаемся с требованием отсрочить введение медицинской реформы до завершения административной, должного ее финансового обеспечения, а с 1 апреля начать в тестовом режиме», — говорится в депутатском обращении к Президенту, Премьер-министру, Председателю Верховной Рады, министру здравоохранения, в. и. о. главы Национальной службы здоровья.

Ивано-Франковская область.

Справка

По информации Департамента здравоохранения Ивано-Франковской ОГА, общая готовность учреждений вторичного и третичного уровня здравоохранения к заключению договоров с НСЗУ по состоянию на 26 февраля — 80%. В частности, автономизировано 98% учреждений, компьютеризировано 68%, подключено к медицинской информационной системе 99%, зарегистрировано в электронной системе здравоохранения 98%, имеющееся лицензирование — 60%, получено КЭП — 65%.

Проведен основательный анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждений специализированной помощи, приняты меры по оптимизации их сети, приведено в соответствие с реальными нуждами штатное расписание.

Фото автора.