Председатель правления — директор ПАО «КВСЗ» Максим Пономаренко знакомит Владимира Зеленского с новой продукцией предприятия, изображенной на демонстрационных стендах.
 


Путь будущего пассажирского вагона к железнодорожным путям начинается  с нелегкого труда рабочих предприятия.

Свой визит на находящийся в Кременчуге Крюковский вагоностроительный завод Президент Украины Владимир Зеленский назвал «неожиданным». Ведь его не планировали заранее и не включали в программу двухдневной рабочей поездки главы государства на Полтавщину, которая проходила на прошлой неделе. Тем более, что президент — председатель наблюдательного совета ПАО «КВСЗ» Владимир Приходько накануне принимал участие во встрече Владимира Зеленского с представителями регионального бизнеса в областном центре и имел возможность очертить перед ним главные проблемы более чем шеститысячного коллектива. Но именно «крик души» тезки заставил Президента изменить свои планы. Так что на той встрече он пообещал приехать к кременчугским вагоностроителям «уже завтра». Вместе с министром инфраструктуры Владиславом Криклием и другими профильными должностными лицами, которые опекают отрасль. Свое обещание Президент Украины выполнил. Какие гордиевы узлы ему пришлось разрубывать в Кременчуге? И что, больше всего беспокоило Владимира Приходько и его соратников?

Цифра исправна. Но что за ней?

На первый взгляд, оснований для пессимизма у них не должно быть. Ведь предприятие, которое остается флагманом отечественного грузового и пассажирского вагоностроения, за прошлый год увеличило объемы производства в полтора раза! При этом здесь изготовили продукции на общую сумму свыше 8,2 миллиарда гривен. В бюджеты всех уровней вагоностроители перечислили 650 миллионов гривен в виде налогов. Их средняя зарплата составляет 16,5 тыс. грн. Чего еще, казалось бы, желать...

Однако такая внешне-статистическая картина благополучия владельцам и руководителям завода, обязанным мыслить стратегически и думать о перспективе, казалась обманчивой. Не только потому, что с конца 2019 года производство ощутимо притормаживало и, по словам Владимира Приходько, сказанными в конце января, не то что нарастить — даже повторить прошлогодние результаты «вряд ли удастся».

Еще больше беспокоило последнего, мягко говоря, странное отношение к Крюковскому вагонзаводу теперь уже бывшего руководства государственного монополиста-заказчика его продукции — АО «Укрзалізниця». Ведь ни для кого не секрет, что сам заказ от «УЗ» в 2018 году кременчугскому предприятию более полусотни пассажирских вагонов и шести дизель-поездов помогло ему достичь упомянутых прошлогодних результатов и, собственно, крепче стать на ноги. Получал заказ КВСЗ через тендерные процедуры, с подписанием соответствующих соглашений и контрактов.

То есть прозрачно и честно. Тем более, что речь шла не о «коте в мешке», а о проверенной и надежной продукции, которую здесь выпускают не первый год. За выполнение контрактных условий взялись с энтузиазмом, часть вагонов и один дизель-поезд, «бегающий» сегодня между станцией Киев-Пассажирский и аэропортом «Борисполь», уже передали «Укрзалізниці». А дальше со стороны руководителей последней начались, мягко говоря, непонятные «маневры». Создавалось впечатление, что «машинисты» ее управленческого локомотива перепутали колеи и вместо главных стали на «запасные».

Партнеры «помогали»... жалобами и безосновательными обвинениями

То есть те, где игнорируются интересы не только государства и ведущего отечественного производителя профильной продукции, а даже здравого смысла. Потому что за уже заказанные и изготовленные для государственной компании вагоны ее полпреды перестали рассчитываться и забирать их. Дальше одного упомянутого дизеля дело также не пошло, поэтому комплектующие узлы и агрегаты для следующих до сих пор лежат в цеху, как говорится, мертвым грузом. Понятно, что средства для проплаты таких недешевых заказов «УЗ» тоже не падают с неба — их нужно заработать. Но если есть финансовые проблемы, о них надо откровенно говорить с партнерами и вместе искать пути их решения.

Однако должностные лица «Укрзалізниці» начали обвинять КВСЗ во всех смертных грехах. Дескать, и качество его продукции не такое, как надо, и цены на нее высоковаты, и тендер 2018 года был сомнительным... Особенно «грязными», по убеждению Владимира Приходько, стали обвинения в картельном сговоре. В конце концов, «УЗ» подала на участников упомянутого тендера жалобу в Антимонопольный комитет Украины. Невзирая на то, что сама обеспечивала его проведение... Нетрудно догадаться, что подобные жалобы рассматриваются в АМКУ месяцами. Так что, на полгода останавливать производственный процесс на заводе?

При таких обстоятельствах кременчугская «вагонка» вынуждена была летом прошлого года подать к «Укрзалізниці» свой судебный иск. С претензиями на 1,4 миллиарда гривен и публичными обвинениями в адрес государственной компании в том, что она сознательно доводит предприятие до банкротства. Дошло даже до жалобы «УЗ» на Крюковский вагонзавод в профильную международную организацию железнодорожников стран СНГ, чтобы она лишила его права на проведение капитально-восстановительных ремонтов старых пассажирских вагонов на территории бывшего Союза...

А совсем недавно появились сообщения о том, что именно «Укрзалізниця» инициирует закупку в Южной Корее еще одного десятка скоростных пассажирских поездов компании «Хюндай». Напомним, что первую партию таких поездов в этой стране закупили перед проведением в Украине футбольного Евро-2012. И фактически заблокировали развитие в нашем государстве скоростного железнодорожного движения на отечественной тяге.

Хотя на КВСЗ изготовили свои скоростные «Тарпаны», не хуже по качеству и дешевле корейских. Пара таких стальных «диких коней-тарпанов» курсируют по нашим путям, но погоды там они, разумеется, не делают.

Кто заказывает музыку для чужеземных оркестров?

Зато тогдашнего профильного вице-премьера, активнее всего лоббировавшего закупку «Хюндаев», в Южной Корее встречали с королевским оркестром... Нетрудно догадаться, что, смотря на инициированные «УЗ» антимонопольные, судебные и другие баталии с творцом и ведущим отечественным производителем пассажирского железнодорожного транспорта, иностранные конкуренты сегодня бьют в литавры и аплодируют еще громче. И потирают руки с надеждой вытеснить с нашего рынка своего единственного конкурента с украинской пропиской. Именно в таких случаях, кажется, говорят: приехали...

А где остановились, Владимир Приходько рассказал Президенту Украины наиболее квалифицированно. Именно после того разговора в Полтаве свое первое «домашнее задание» от главы государства разобраться и изменить ситуацию к лучшему получил министр инфраструктуры Владислав Криклий. В Кременчуг он должен был ехать уже с четкими наработками. На следующий день, пока на КВСЗ ждали Владимира Зеленского, там высадился целый «десант» столичных и местных журналистов. В корпусе пассажирского вагоностроения они собственными глазами убедились: производственный процесс на его участках только теплится...

Зато огромное сооружение напоминало перрон столичного железнодорожного вокзала в часы пик. Ведь большая часть ее площадей заставлена изготовленными здесь пассажирскими вагонами, которые не «разобрали» представители «Укрзалізниці». Начальник корпуса Иван Головань не скрывал: его подчиненные работают лишь четыре дня в неделю, пятый вынуждены «отдыхать», поскольку не загружены работой. В таких условиях, конечно, теряют где-то 20 процентов зарплаты. Хоть и на ее размер рабочим грех жаловаться.

— Когда была постоянная работа, к нам возвращались даже те, кто в свое время уехал на заработки в Польшу или Чехию, — отметил Иван Головань. — К сожалению, в последнее время люди снова начали увольняться и искать более стабильный заработок за границей. Так что заказы от «Укрзалізниці» нужны нам как воздух. Мы же видим, какой у нее устаревший подвижной состав. Эти 11 новеньких вагонов мы должны отдать ее представителям в марте, еще семь они пообещали забрать в апреле. Надеемся, те предыдущие договоренности будут выполнены.

В закулисных играх и тяжбах проиграют все...

Своего руководителя поддерживает опытный слесарь механосборочных работ Анатолий Елизаров. «Знаете, хуже всего узнавать из Интернета о том, что нашей нормальной стабильной работе мешают какие-то закулисные игры там, «наверху», — говорит он. — Зарплата у нас приличная, заводское начальство дает людям возможность заработать. Надо только, чтобы и высшие чины «Укрзалізниці»  и министерства спустились к нам и поняли, что от распрей и постоянных тяжб с заводом не выигрывает никто. Пока они не договорятся, считаю, дела не будет».

— Досадно только, когда такое нежелание договариваться и выполнять те договоренности подменяют безосновательными обвинениями в адрес заводчан, скажем, о качестве продукции, — подчеркнул в разговоре с собкором «Голоса Украины» директор по производству Сергей Мельник. — Мы же постоянно говорим: выберите своих экспертов, давайте пригласим независимых. В конце концов, такие эксперты из Торгово-промышленной палаты уже приезжали на завод. Но еще никто не опровергнул очевидного факта: наши поезда на украинских путях и маршрутах реже теряют тягу и ломаются, чем иностранные «Хюндаи» или «Шкоды».

Приехав на завод, Владимир Зеленский вместе с народными депутатами Украины Алексеем Мовчаном, Андреем Бобляхом и Максимом Березиным побывали в проектно-конструкторском управлении и нескольких цехах и, собственно, ознакомились с полным циклом производства продукции. Объяснения им давали Владимир Приходько и председатель правления — директор ПАО «КВСЗ» Максим Крамаренко, а также руководители производственных подразделений. В корпусе пассажирского вагоностроения глава государства осмотрел несколько новых вагонов разных типов.

Отечественного производителя поддержат реальными заказами

Заключительным аккордом поездки стала встреча с трудовым коллективом, многие представители которого ждали главу государства просто на выходе из упомянутого корпуса. Свое общение с ними Владимир Зеленский начал с уверения, что вместе с другими гостями из столицы он приехал на завод, чтобы поддержать украинского производителя и украинскую промышленность. «Уважать иностранных партнеров надо, но сейчас главное, чтобы у наших заводов были государственные заказы, а у их сотрудников была работа», — подчеркнул Президент Украины. И попросил министра инфраструктуры Владислава Криклия рассказать, какими будут первые реальные шаги по поддержке вагоностроителей.

Последний признал, что отношения предыдущего руководства «Укрзалізниці» с КВСЗ, который остается ее главным стратегическим партнером, были «недопустимыми». «Ведь вместо того чтобы решать проблемы на общей площадке, велись дискуссии в Антимонопольном комитете, судах и тому подобное, — сказал министр. — Писались даже письма-жалобы относительно качества вагонов с целью дискредитировать завод. Хотя на самом деле у государства к качеству продукции Крюковского вагоностроительного замечаний нет. Об этом я уже подписал соответствующее письмо. Все проблемные вопросы будем решать в рабочем порядке, план действий с руководством предприятия мы также обсудили. После запуска на железной дороге частной тяги предприятие получит заказ и от частного сектора».

А еще Владислав Криклий сообщил о том, что «Укрзалізниця» уже в этом году закажет КВСЗ 2-3 дизель-поезда и «до ста» пассажирских вагонов. Однако Владимир Зеленский потребовал от министра более конкретных цифр и под бурные аплодисменты присутствующих подчеркнул, что государство закажет кременчугскому предприятию изготовление именно трех дизель-поездов и 90 пассажирских вагонов. А Владимир Приходько поблагодарил Президента Украины за поддержку и напомнил о том, что одной из главных традиций КВСЗ, который в прошлом году отметил свое 150-летие, остается понимание проблем государства и общая с органами власти работа ради их решения. И заверил, что вагоностроители сделают все для того, чтобы выполнить те заказы.

Находясь в Кременчуге, Владимир Зеленский посетил также ЧАО «АвтоКрАЗ». Он осмотрел образцы техники, которую выпускает этот автомобильный завод-гигант, следил за демонстрацией ее возможностей на полигоне.

Кроме того, глава государства обсудил с руководством предприятия пути вывода его из кризисного финансового состояния, подчеркнул необходимость увеличения государственных заказов и улучшение качества и конкурентоспособности продукции, а также соблюдение сроков выполнения соглашений и контрактов. В тот же день в Полтаве глава государства ознакомился с ходом реконструкции отделений областной клинической больницы.

Комментарий специалиста

Сразу после завершения визита Президента Украины на КВСЗ журналисты попросили Владимира Приходько (на снимке) поделиться впечатлениями от него и высказать свое мнение о реальности только что определенных планов.
 

 — Такая быстрая реакция главы государства на мое выступление в Полтаве стала для меня в некоторой степени неожиданной, — подчеркнул председатель наблюдательного совета — президент ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» Владимир Приходько. — Особенно в условиях, когда в последние годы при предыдущем руководстве «Укрзалізниці» столкнулись с элементами откровенной травли нашего предприятия с его стороны. Сегодня, когда мы проводили совещание в ожидании Президента, разговор был совсем другой. Часть положительных для нас решений уже приняты, другие, по моему убеждению, тоже не придется долго ждать. Верю ли в то, что в этом году получим заказ и финансирование на изготовление 90 вагонов? Верю, что будут дополнительные объемы заказов, а о цифрах говорить пока не берусь. Поскольку понимаю, что доходы «Укрзалізниці» еще не позволяют ей осуществлять такие масштабные проекты за свои средства. Итак, очевидно, речь пойдет о закупке вагонов и дизель-поездов через государственный бюджет. Если так произойдет, то это будет первый в Украине случай выполнения статьи 10 закона о транспорте. Согласно ей, государство должно финансировать приобретение транспорта социального назначения. То есть именно того, на котором перевозят людей. Хочу, конечно, чтобы все намеченное при участии Президента реализовалось. Ради того мы будем прилагать все усилия. Хотя понимаю, что и для дополнительного бюджетирования, и тендерных и других процедур также потребуется время, которого осталось мало. А производство есть производство. Его также нужно налаживать, обеспечивать квалифицированным персоналом и всем другим. Но в этом и заключается наша работа, которой, надеюсь, теперь никто не будет мешать.

Полтавская область.

Фото автора.