«Этот законопроект — не от политических сил, а от народных депутатов, которые проработали не один год в сфере безопасности, — отметил соавтор проекта закона Анатолий Бурмич (на снимке). — Нам не все равно, что происходит в стране: и гибридная война, и экономический кризис, и разные реформы, поэтому хотелось бы, чтобы Служба безопасности Украины была тем органом, который служит народу и не позволяет разрушить государство».

Напомним, что в июне 2018 года Верховная Рада приняла Закон О национальной безопасности Украины», который определил систему органов безопасности и обороны и разграничил их полномочия. Согласно этому закону в шестимесячный срок должен был быть разработан новый проект закона «О Службе безопасности Украины» и представлен Президенту Украины для внесения в установленном порядке на рассмотрение парламента. Однако до сих пор этого не произошло. А действующий закон о СБУ, принятый еще в 1992 году, по своему смыслу не отвечает ни реалиям современности относительно безопасности, ни Закону «О национальной безопасности Украины», которым был изменен правовой статус спецслужбы с правоохранительного органа специального назначения на государственный орган специального назначения с правоохранительными функциями.

Законопроект № 3080, соавторами которого являются народные депутаты Анатолий Бурмич, Григорий Мамка, Виктор Черный, Андрей Кожемякин и Михаил Цимбалюк, состоит из 9 разделов и 94 статей. Он разработан в соответствии с обязательствами Украины перед Евросоюзом, со-гласно которым реформа СБУ должна отвечать требованиям закона о нацбезопасности.

Авторы законопроекта отмечают, что при его написании проанализировали законодательство более 30 стран относительно функционирования тамошних спецслужб и учли вызовы, которые сегодня встали перед Украиной: аннексия Крыма, война на Донбассе, гибридные, информационные и террористические угрозы, кибербезопасность и т. п. В законопроекте четко определена подследственность СБУ. «Спецслужба отличается тем, что предупреждает и выявляет вызовы и угрозы, своевременно принимает соответствующие меры и не допускает совершения терактов и других преступлений, — подчеркнул Анатолий Бурмич. — Главная задача спецслужбы — предупреждение». В законопроекте убраны не свойственные для спецслужбы функции, в частности относительно краж, отмывания средств, то есть те преступления, которые раньше расследовала СБУ, а сейчас — нет. В законе закрепляется, какие полномочия переданы от СБУ НАБУ и другим правоохранительным органам. «Главная цель — провести реформу безболезненно, сохранить кадры, чтобы в ходе реформы не утратить специалистов и агентуру, — отметил народный депутат. — Чтобы не повторить ошибок, как во время реформы Генпрокуратуры».

В законопроекте предполагается сохранение статуса военнослужащих для работников СБУ, существенное повышение им зарплаты, чтобы они получали не меньше, чем в НАБУ, ГБР, ОГП. А также оптимизировать количество работников, уменьшив их на 20 процентов. Сохраняются для спецслужбы функции контрразведки, борьбы с терроризмом, защиты национальной государственности, критической инфра-структуры и бюджетонаполняющих государственных предприятий, борьбы с контрабандой, бандитизмом, организованной международной преступностью, противодействия иностранной разведывательной деятельности и т. п.

Реформа правоохранительных органов и силовых структур нередко превращается в демонтаж. И чтобы их сохранить, нужно говорить об оптимизации, модернизации и пользоваться не идеологическими, а прагматическими ориентирами, считает политолог Вадим Карасев. «Главное в реформах — не поставить галочку перед иностранными партнерами. Реформы должны укреплять государство, а не ослаблять его, — считает он. — Нужен определенный переходный период, чтобы сохранить оперативные специальные функции СБУ. А учитывая наличие военного конфликта и что мы находимся в центре континентальных геополитических баталий, нужно сейчас оставить статус военнослужащих СБУ. Это дисциплинирует, это и социальная защита работников, которые работают в сложных условиях, и кадровый набор. Государство должно реагировать быстро на вызовы — от эпидемий, пандемий до террористических угроз».

Эксперты и специалисты по вопросам безопасности высказали свои предложения и замечания к законопроекту. В частности, по мнению, советника Председателя СБУ Анатолия Беляева, главное, чтобы спецслужбе доверяли в государстве и обществе. Он выразил предостережение относительно предложения в законопроекте на-значать Председателя СБУ сроком на семь лет и чтобы кандидаты на должности главы и его заместителей были в возрасте не менее 50 лет. Прозвучали замечания и относительно полномочий военной контрразведки и других структур спецслужбы, социального, медицинского и пенсионного обеспечения работников спецслужбы, механизма гражданского контроля за СБУ. Ведь каждый, кто будет привлечен к гражданскому контролю, будет иметь допуск к государственной тайне и нести ответственность. Главное, чтобы деятельность спецслужбы давала гражданам Украины ощущение защищенности, подчеркивали участники дискуссии.

Фото Андрея НЕСТЕРЕНКО.