На снимке: графическая работа Александра Дышко «Церковь Св. Приснодевы Марии в Холме». Скорее всего, именно там было написано «Холмское Евангелие ХІІІ века.

Эпоха короля Даниила. Холмское Евангелие». Посвящена она 20-летию передачи Холмской Чудотворной иконы Божьей Матери под опеку государства и возвращения реликвии в духовную жизнь.

Место проведения творческой импрезы выбрано неслучайно, ведь в течение всего упоминавшегося времени одна из самых великих святынь православного мира хранится в этом музее, его реставраторы вернули Чудотворный образ в экспозицию, подарив нам всем возможность видеть и общаться с ним.

Художник Александр Дышко — особенный. Он умеет путешествовать во времени. Это кажется мистикой. Так, воссоздав в исторической реконструкции церковь Святой Приснодевы Марии в Холме, построенной королем Даниилом в 1260 году и где был со временем захоронен его прах, Александр Дышко удивительно точно передал ее конструкцию, не имея результатов археологических раскопок, которые велись несколько позже. Познакомившись с работой волынского художника, польские ученые были шокированы: кто из них «слил» информацию о храме? Хотя, на самом деле, можно было подозревать другое: работа Александра Дышко появилась значительно раньше, чем они впервые взялись за заступы.

Многие работы мастера посвящены художественной научно-исторической реконструкции Луцка. Его картины украшают кабинет городского головы. Однако на этот раз Александр Дышко посвятил их двум древним столицам Волынско-Галицкого княжества — Владимиру (Волынскому. — М. С.) и Холму. Потому что, как говорит художник, столица там, где живет король. Он, кстати, в названии княжества на первое место ставит именно Волынское, а потом уже Галицкое. Поскольку, как убежден художник, именно Волынь в то время играла ведущую роль в жизни этого древнерусского государственного образования. Его столицами были волынские города Владимир, Холм, а завершалась знаменитая история княжества в Луцке, который был столицей этого русского государства в последние десятилетия его фактического существования. Правда, уже при литовских князьях Любарте и Витовте.

Что касается столичного Галича, то его, по убеждению Александра Дышко, король Даниил не любил, и главным городом княжества он был недолго.

О жизни Волыни ХІІІ века рассказывают графические работы — «Посвящение короля Даниила в рыцари», «Две столицы — Владимир, Холм», «Алтарь славы Людомирии (Владимировщины. — М. С.)», «Скрипторий Волыни» и т. д. Посетители выставки также смогут увидеть факсимильное издание «Холмского Евангелия ХІІІ века», проиллюстрированное Александром Дышко, а также его живописные работы из серии «Время» — «Ноябрь», «К морю», «Листы в пространстве».

Символично, что выставка проходит в зале Холмской Чудотворной иконы Божьей Матери.

— Теперь наши посетители могут погрузиться в атмосферу ХІІІ века, тогда, когда Холмская Чудотворная икона находилась в Холме, когда начала прославляться своими чудесами. Эта атмосфера поможет нам рассказывать о Холмской иконе: ее истории и современном чествовании, — отметила заведующая Музеем волынской иконы Татьяна Елисеева.

Открытие выставки стало неординарным событием в культурной жизни региона, а может, и всей Украины. Действовать она будет в течение двух месяцев.

Фото автора.