Заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Артем Дубнов, министр здравоохранения Украины Илья Емец, председатель Комитета Михаил Радуцкий, заместитель председателя Комитета Оксана Дмитриева.

Фото со страницы Mihail Radutsky в Фейсбуке.

Для того чтобы реформа отечественной системы здравоохранения имела успех, ее должны поддержать, с одной стороны, пациенты, с другой — медики. Такое мнение выразил министр здравоохранения Украины, доктор медицинских наук, профессор Илья Емец на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования, когда 13 марта представил перед народными депутатами «Основные стратегические направления деятельности Министерства здравоохранения на 2020 год».

На заседании в первую очередь речь шла о дальнейшем ходе реформы отечественной системы здравоохранения (СЗ).

Министр подтвердил курс на дальнейшие изменения, но подчеркнул:

— У реформы есть два «столба» — пациенты и медики. Какой бы прекрасной ни была реформа, но если пациенты и медики ее не поддержат, она не осуществится никогда!

И подчеркнул: курс страны на евроинтеграцию и демократическое общество требует, чтобы «СЗ была для людей», служила интересам всего общества.

Илья Николаевич отметил положительные стороны реформы, включая введение на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) института семейных врачей. «Это и другие положительные сдвиги надо сохранить». Однако предостерег:

— Денег в госбюджете-2020 хватит только на ПМСП, немного — на финансирование помощи на специализированном уровне (у узких специалистов), а на «третичку», то есть помощь на высокоспециализированном уровне, которую оказывают исключительно в стационарах, не хватит совсем.

Поэтому, убежден министр, «все должны строиться на страховой медицине».

— У нас есть все возможности для того, чтобы ввести государственное медстрахование, — заявил министр. — Каждый гражданин должен получить страховой полис и, таким образом, иметь гарантию на помощь в любом медицинском учреждении страны (по принципу единого медицинского пространства).

В связи с этим И. Емец предлагает трансформировать недавно созданную Национальную службу здоровья Украины (НСЗУ). Сейчас она — распорядитель всех «медицинских средств», ее специалисты по определенным критериям определяют медучреждения, с которыми служба заключает соглашения о финансировании по методу глобального бюджета, то есть, исходя не из мощности учреждений (койко-мест и количества персонала), а под четко определенный объем медуслуг, которые пациентам будут предоставлять бесплатно. Кстати, на содержание службы, в штатном расписании которой предусмотрено 1060 специалистов (сейчас работают 269), из бюджета выделено 289 млн грн. Министр планирует переформатировать НСЗУ в Государственную страховую компанию.

Принципиальную позицию он занимает и по другому вопросу: «все должны решать профессионалы»:

— Вопросы лицензирования и подготовки медиков должен решать не чиновник. Их должны решать медицинский совет и коллегия врачей Украины, членов которых правительство будет нанимать для экзаменования специалистов и решения других профессиональных вопросов.

Так, по мнению министра, тарифы на медицинские услуги должны были разрабатывать медики, а не чиновники от медицины из НСЗУ. То же — и с закрытием медучреждений. Сейчас те из них, которые не отвечают критериям, установленным НСЗУ, в каждой области закрывают десятками, а сотрудников увольняют с работы. Тогда как проблему должна была решить коллегия медиков.

— Мы должны сгладить этот процесс, — считает Илья Емец. — До 1 апреля мы подадим свои предложения по этому вопросу. В целом же медучреждения не надо закрывать искусственно. Плохие, неконкурентоспособные в условиях действия рыночного принципа «деньги ходят за пациентом» закроются сами, потому что люди туда не пойдут.

Министр также сообщил о восстановлении санитарно-эпидемиологической службы:

— Только ее работа будет возобновлена наподобие американского аналога, к тому же — без права на инспекции. Сейчас зовем на работу в службу лучших специалистов, которые были вынуждены искать другую работу.

Подытоживая, руководитель Минздрава сказал:

— Важно формировать единое медицинское пространство и сделать так, чтобы Украина пошла по демократическому пути реформирования СЗ. Я знаю, как продолжить реформу. Ее стратегия уже согласована с Премьер-министром и Президентом.

Не все члены комитета и присутствующие народные депутаты поддержали министра. Так, член комитета Ольга Стефанишина подвергла сомнению новшества министра и обвинила его в том, что он не понимает сути и целей реформы. Народный депутат даже предложила: рекомендовать Верховной Раде Украины принять постановление о неуклонном выполнении всех этапов «реформы Ульяны Супрун».

Напомним, что попыткам реформировать отечественную систему здравоохранения скоро уже четверть века. В 1996 году Верховная Рада Украины приняла Закон «О страховании». Документ вводил в действие добровольное медицинское страхование и очерчивал концепцию будущей реформы СЗ. У нас должны были ввести общеобязательное медицинское страхование (ОМС), основанное на принципах солидарности: «богатый платит за бедного, здоровый — за больного, молодой — за старого».

Закон определял принятие такого закона как приоритетную задачу. Но с тех пор ОМС сумели ввести в действие не только «продвинутые» Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, но и небогатые Болгария, Румыния и даже маленькие Грузия, Эстония, Литва и Молдова, только не огромная Украина.

Так или иначе, но еще в октябре 2017 года, когда речь шла о рестарте реформы, как эксперты, так и специалисты Минздрава хорошо понимали: на значительную часть медуслуг денег не хватит даже на ПМСП, куда идут жалкие 370 грн в год per capita (на одного пациента). Что касается уровня КДЦ, то здесь сооплата за медуслуги со стороны страховщика (государства) будет небольшой, а со стороны пациентов — наоборот, может стать весьма значительной. А для очень многих пенсионеров и малообеспеченных — и вообще неподъемной.

Но когда до конца 2016-го все искали дополнительные источники финансирования СЗ, одним из важнейших из которых должно было стать обязательное медстрахование, то в 2018-м провайдеры реформы вдруг заявили, что ОМС вводить не станут. У. Супрун объясняла, что средства, которые из госбюджета выделят для НСЗУ, — это и есть государственное страхование.

Всех объявленных целей реформа не достигла. В частности, обещали, что валовые доходы семейных врачей вырастут почти до 30 тыс. грн в месяц, но этого так и не произошло. Старт второго этапа реформы два раза переносили, в частности и потому, что средств на него так и не нашли.

Сейчас ситуация еще хуже. Продолжается падение объемов промышленного производства, экономика не растет. Госбюджет только за два месяца этого года недобрал 16 млрд грн. За эти и другие провалы Верховная Рада была вынуждена отправить правительство Алексея Гончарука в отставку.

Словом, социальные риски, о которых на заседании комитета деликатно намекал Илья Емец, — очень большие. Эксперты, скажем, обращают внимание на то, что небольшое увеличение в нынешнем году ассигнований на СЗ не покрывает даже инфляционные потери. По мнению специалистов, для ведения реформы отрасли дополнительно нужно еще хотя бы 20 млрд грн.

Но ситуация у нас дихотомическая. Одни настаивают на том, что «реформа Ульяны Супрун», хоть камни с неба, но должна быть продолжена. Другие доказывают: надо вернуться к выводу, к которому пришли в ходе дискуссий относительно ОМС в 2015—2017 годах: реформа принципов финансирования СЗ должна произойти за счет налаживания многоканального финансирования системы — поступлений из местных бюджетов, государственных субсидий, сооплаты пациентов, благотворительных пожертвований и, наконец, средств обязательного медицинского страхования, которое так или иначе, немедленно или, надежнее, — «в одном пакете» с налоговой реформой, но должно быть введено. Без него мы далеко не уедем.