Согласно Закону Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» финансирование мер по социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения, осуществляется из специального фонда государственного бюджета Украины за счет сбора с эксплуатирующей организации ядерных установок, каковой является Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом».

В зонах наблюдения действующих украинских АЭС по состоянию на начало 2019 года проживали более 796 тысяч человек. На социально-экономическую компенсацию риска населения зон наблюдения четырех АЭС «Энергоатом» по итогам производственной деятельности в 2019 году согласно количеству выработанной электроэнергии перечислил в госбюджет 473,4 млн грн, выполнив отчисление компенсационного сбора в полном объеме.

Между тем в этом году громадам прилегающих к действующим АЭС территорий правительство выделило всего 137 млн 499,5 тыс. грн, из которых около 30 млн грн направлены на финансирование мер социально-экономической компенсации риска населения зоны наблюдения Ривненской АЭС. Эта субвенция является дополнительным ресурсом для социально-экономического развития четырех районов Ривненщины и Волыни.

В текущем году распределение субвенции из государственного бюджета местным бюджетам составит:

Областные бюджеты:

•Ривненская область — 6 млн 410,63 тыс. грн;

•Волынская область — 2 млн 521,405 тыс. грн.

Районные бюджеты:

•Маневичский район (Волынская область) — 6 млн 585,36 тыс. грн;

•Владимирецкий район (Ривненская область) — 8 млн 994,738 тыс. грн;

•Сарненский район (Ривненская область) — 650,491 тыс. грн;

•Костопольский район (Ривненская область) — 153,6 тыс. грн;

•Варашская городская объединенная территориальная громада (Ривненская область) — 4 млн 466,018 тыс. грн.

В соответствии с постановлением Кабмина субвенция направляется, прежде всего, на строительство, реконструкцию, ремонт защитных сооружений гражданской защиты, учебных заведений, учреждений здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, объектов жилищно-коммунального хозяйства, автомобильных дорог и систем связи; закупку средств защиты органов дыхания и препаратов стабильного йода; обучение населения пользованию этими средствами и объектами специальной социальной инфраструктуры.

В целом ежегодно на компенсацию риска правительство направляет 137,5 млн грн. За 2017—2019 годы общая сумма субвенции на эти цели составила 412,5 млн грн. Большая часть выделенных средств — свыше 310 млн — грн пошла на строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, 32,6 млн грн — на ремонт защитных сооружений гражданской обороны, 9,7 млн — закупку препаратов калия йодида, респираторов, проведение обучения. В частности, выполнен ремонт на 91 защитном сооружении и 472 объектах специальной социальной инфраструктуры — в учебных заведениях и медицинских учреждениях, дорожной инфраструктуры.

По результатам аудита Счетной палаты установлено, что за последних три года жители зон наблюдения АЭС Украины недополучили из госбюджета более 1 млрд грн компенсации социально-экономического риска. При этом ежегодно жители зон наблюдения АЭС недополучали как минимум около 250 млн грн компенсации. То есть, только треть целевого сбора с АЭС была направлена из госбюджета на соответствующие меры.

В декабре 2019 года руководитель «Энергоатома» Павел Павлышин обратился к Комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета с просьбой поддержать законопроект № 2526 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (по финансированию мер социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения)». Он относит сбор на социально-экономическую компенсацию риска исключительно к источникам формирования специального фонда госбюджета и предусматривает направление всех полученных средств на субвенцию из госбюджета местным бюджетам. Этот законопроект поддержан Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг и Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования.

Справка

За последних три года в государственный бюджет возвращены 59,2 млн грн, то есть ежегодно не использовалось 12—16% средств субвенции. Аудиторы выявили факты, что иногда средства фактически вообще не использовались из-за ненадлежащего контроля за выполнением подрядчиками договоров на местах или же использовались неэффективно. Также были установлены нарушения в сфере государственных закупок на сумму 51,2 млн грн и факты использования бюджетных средств с нарушениями законодательства на сумму около 5 млн грн. Кроме того, аудиторами выявлены нарушения законодательства по вопросам градостроительной деятельности со стороны заказчиков и подрядчиков на сумму 47,6 млн грн.

***

Благодаря Ривненской АЭС в прошлом году Ривненщина вошла в тройку лучших областей Украины по динамике промышленности. Область заняла третье место в рейтинге по динамике промышленности — рост на 6,9%.

Именно такое развитие подтвердили данные Государственной службы статистики Украины и ее территориальных органов. Самый большой вклад в это достижение внесла Ривненская АЭС, которая в прошлом году нарастила производство электроэнергии на 8,9%.

Юлия КУЛАЕВА, корреспондент пресс-центра Ривненской АЭС.