Великий князь киевский Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха, вошел в нашу историю не только как мужественный воин и полководец, которому удалось остановить наступление половцев на Русь, нанести им тяжелые поражения во время походов 1103-го, 1106-го, 1109-го, 1111-го и отбросить за Дон, но также как мудрый правитель и автор выдающегося памятника древнерусской литературы начала XII в. «Поучение детям».

От своего отца, князя Всеволода Ярославича, который знал пять европейских языков, научился Владимир ценить знания и культуру. Поэтому годы его правления — это начало летописания на Руси, пора расцвета искусства, архитектуры и книжного дела (центр книжников появился, в частности, в Выдубицком монастыре). А еще овладения «наукой власти» удельными правителями, которые вместо того, чтобы воевать с внешними врагами, часто шли на своих.

В 1097 году, когда государство, страдавшее от опустошающих набегов степняков, нуждалось в единстве и лидере, который бы возглавил сопротивление половцам, Владимир Мономах созвал съезд князей в Любече. Нестор Летописец об этом собрании в «Повести временных лет» писал так:

«І зібралися в Любечі, щоб установити мир, І поговорили між собою, Кажучи: «Нащо губимо Руську землю І між собою чвари діємо? А половці землю нашу розносять порізно І радіють, що між нами рать донині. Віднині злиймося в єдине серце І збережімо Руську землю...» И на том целовали крест: «Хай тільки віднині хтось на іншого встане, Проти нього будемо всі І чесний хрест».

Ведущую роль сыграл Владимир Мономах также на Витичевском (1100 г.) и Долобском (1103 г.) съездах, где обсуждались вопросы единства Киевской Руси и прекращения внутренних раздоров. Князь-гуманист первым осудил и ослепление князя Василько его политическими врагами князьями Давидом и Святополком (1097), гневно заявив: «Этого не бывало ни при дедах, ни при прадедах наших!»

В 1113-м 60-летний Владимир Мономах занял киевский престол (до этого имел отцовский удел в Смоленске и Чернигове). Горожане сами пригласили князя, сказав: «Йди, князю, до Києва; а не підеш, так розграбують і княгиню Святополкову, і бояр, і монастирі; і будеш ти відповідати, якщо монастирі пограбують». Взойдя на великокняжеский престол, Владимир Мономах осуществил ряд реформ — отменил рабство за долги, ограничил процент с капитала для ростовщиков, дал замужним женщинам равные юридические права с мужчинами, позволил тем, кто прислуживает богатым, жаловаться на хозяев лично князю.

Авторитет Владимира держался на его искренней заботе о людях — он строит мост через Днепр, чтобы простым людям было легче ходить в церкви на поклонение мощам святых, возводит каменный храм на Альто, где теперь Борисполь. Много лет работает над нравственным завещанием сыновьям — «Поучением детям».

Евгений Маланюк в «Очерках по истории нашей культуры» провозгласил это произведение «первостепенного веса историко-психологическим документом». Другие исследователи называют «Поучение» политической азбукой, созданной человеком, который имел колоссальный опыт государственного управления и прошел большой жизненный путь.

Владимир учил сыновей так: «Ухиляйся від зла, твори добро, шукай миру і проганяй зло». А еще: «Перш за все не забувайте убогих, а яко можете, по силі годуйте їх і подавайте сиротам. І вдову захистіть, не дайте сильним губити людину... Старих шануйте, як батька, а молодих, яко братів... В домі своєму не ледачкуйте... Брехні остерігайтесь і пияцтва, і облуди, від того душа гине і тіло». Владимир призывал: «Хто б не був, правий чи винний перед вами, не вбивайте і не веліть убивати його; якщо і завинив хто в смерті, не губіть християнської душі».

Киевский художник-монументалист Александр Мельник посвятил «славному победами» князю и его эпохе целый ряд работ. Среди них и гобелен «Поучение Владимира Мономаха» (на снимке).