Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, базирующийся сегодня в Северодонецке, принимает участие в пилотном проекте Министерства образования и науки по развитию дуального образования.

Дуальное образование для университета — явление не новое. В свое время такая методология подготовки специалистов, когда образовательный процесс в университете тесно связан с работой студентов на производстве, была введена и использовалась довольно успешно. Но сегодня дуальное образование представлено в немного обновленной форме, и вуз уже имеет несколько завершенных циклов такой подготовки студентов. Он работает с рядом предприятий области, но самый первый и лучший опыт получил в сотрудничестве с научно-производственным предприятием «Заря», находящимся в Рубежном. Эксперимент был начат именно с инженерных специальностей, непосредственно связанных с производством — с химиков-технологов, инженеров- электриков, машиностроителей. То есть со специалистов, обслуживающих оборудование.

— Согласно принципу дуального образования, студенты в университете проходят теоретическую подготовку, а на производстве — практическую, — рассказывает ректор ВНУ профессор, доктор технических наук Ольга Паркуян (на снимке). — Но это не просто практика, как было ранее. Собственно говоря, студент уже работает на производстве, получая зарплату. Его профессиональные обязанности согласованы с учебным планом и направлены как раз на то, чтобы на производстве он сразу же мог выполнять доверенную ему работу, закрепляя теорию на практике. Относительно вознаграждения за работу студентов, то его размер отличается — где-то зарплата полноценная, где-то нет.

По мнению ректора, практику нужно начинать со второго курса. Первый год обучения довольно тяжелый для студента в плане адаптации. А вот со второго можно полноценно работать по упомянутой схеме. Причем предприятия сегодня очень заинтересованы в подготовке специалиста, поэтому способствуют вузу, когда, скажем, речь идет о подготовке курсового проекта студента-практиканта или его дипломе. Потому как это уже не какой-то абстрактный вопрос, а реальная практическая работа, которая может быть внедрена в производство.

Учитывая опыт сотрудничества университета с предприятием «Заря», бизнес региона стал чаще обращаться к вузу со своей проблемой — недостатком квалифицированных специалистов, которые бы отвечали его требованиям. И именно дуальное образование помогает преодолевать такие трудности.

— В этом случае мы согласовываем с предприятием какие-то важные элементы программы, — рассказывает Ольга Паркуян. — Есть дисциплины, которые мы оставляем как обязательные, они неизменны, но даже в рамках этих дисциплин есть практические занятия, которые мы можем проводить на предприятиях. То есть дуальное образование — довольно гибкий инструмент, и он позволяет оптимизировать наше сотрудничество.

Хочу отдельно сказать о том, что сегодня практически во всех программах мы прописываем специфическую подготовку специалистов, их сверхпрофессиональный уровень. Это умение работать в команде, определенная гибкость, способность адаптироваться к ситуации. Это умение говорить, ясно выражать свое мнение и много других навыков, важных на данный момент. Такие вещи мы прописываем в своих образовательных программах, поэтому наши студенты их получают. И руководители предприятий, где работают наши студенты, это отмечают.

Словом, в вузе ищут оптимальную образовательную траекторию, которая была бы удобной и для предприятия, и для студента.

— Пока что не ощущаем проблем в практической подготовке по таким специальностям, как электрик, энергетик, эколог, компьютерный специалист и т. п., — добавляет Ольга Паркуян. — Она проходит успешно, и мы нарабатываем соответствующий опыт. Однако, если взять такую специальность, как право, то здесь организовать профессиональную практику сложно, поскольку на уровне учреждений, где работают юристы, требуют диплом. Поэтому для некоторых специальностей мы пока не видим решения, как это сделать. Надеемся, что приобретенный опыт нам поможет.

Договоренности о сотрудничестве по подготовке специалистов университет достиг со многими предприятиями региона. По словам Ольги Паркуян, в ближайшее время планируется провести рабочее совещание с Союзом предпринимателей области для распространения опыта, наработанного вузом именно в развитии дуального образования. Завершенный цикл сотрудничества он имеет с «Зарей» — здесь уже прошла защита дипломных работ, работает с «Орхимом», «Химпроектом», начинает работу с предприятием фармацевтического направления «Микрохим».

— Кроме того, такое сотрудничество, по сути, имеем с «Импульсом», но мы хотим еще больше формализовать эту работу и согласовать некоторые нюансы нашей образовательной программы. Сейчас такие большие предприятия области, как «Азот» или Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, практически не работают, но существуют небольшие производства, которым тоже нужны специалисты, — рассказывает ректор. — С некоторыми из них мы уже сотрудничаем и будем расширять этот круг. Мы постоянно думаем над тем, с помощью каких факторов или мер можно повысить качество образования. Одним из таких подходов и является введение дуального образования.

Луганская область.

Фото из социальных сетей.