Ситуация с деньгами в бюджетах городов, населенных пунктов и громад Хмельнитчины напоминает ту, которая складывается в семьях. С одной стороны, количество купюр вроде бы увеличивается. С другой — жить становится сложнее, часто не хватает даже на ежедневные расходы, не то что на масштабные покупки и планы. Почему так получается? Где зарабатывать деньги и как их тратить? Ответы на эти вопросы постоянно ищут и домохозяйки, и представители местных властей.

На казну работал каждый хмельнитчанин

Среди таких «искателей» и хмельницкий городской голова Александр Симчишин. Планов по развитию областного центра у его команды всегда предостаточно. К каждому пункту готовы приступить хоть сейчас. Но приходится самим себя сдерживать. Прежде всего из-за того, что финансовые возможности нынешнего года можно считать худшими за пять последних лет. И это при том, что собственные доходы города по-
стоянно росли.

Еще пятилетку назад они составляли 775 миллионов гривен. А на нынешний год запланировано около 2,2 миллиарда гривен поступлений. Причем это не окончательная цифра, есть надежда, что она будет перевыполнена. То есть рост в три раза — весомый аргумент в пользу того, что власти хорошо заботятся о наполнении казны.

Да, это заслуга местных управленцев и хмельнитчан, а не общегосударственной политики. И даже процессы децентрализации, о которых модно говорить, здесь не очень помогают. Больше всего постарались налогоплательщики, то есть каждый житель города, который официально устроился на работу, платит все налоги, или работодатель, начисляющий более высокую зарплату. Именно они создали десятки тысяч новых рабочих мест: за пять лет цифра выросла с 15 тысяч до 70 тысяч. За это же время почти в пять раз увеличилось число тех, кто получает «белую» зарплату, и теперь их количество составляет около 93 тысяч человек.

Копейку к копейке собирали все. Только благодаря тому, что наладили четкий учет земли, по-ступления подскочили с 16 тысяч до трех миллионов гривен. Оперативное же управление финансами, когда деньги не лежали мертвым грузом на банковских счетах, а работали на город, принесло до семидесяти миллионов гривен дополнительных поступлений.

Большая часть заработанного проедается

Если бы все заработанные средства можно было использовать на развитие города, результат был бы заметным. Но местные власти получили такие дополнительные финансовые на-
грузки, что денег в их распоряжении в конечном итоге остается немного.

Например, уже пятый год подряд за льготы, установленные государством, вынуждены расплачиваться именно местные бюджеты. Для Хмельницкого только возмещение льгот на транспортные перевозки составляет десятки миллионов гривен.

Заведения профессионально-технического образования, от которых открестилось государство, «съедают» еще до ста миллионов…

В областном центре не обижают своих работников образования. Например, если кто-то из соседей устанавливал надбавку к зарплате за добросовестный учительский труд на минимальном уровне, кто-то вообще не платил, то в Хмельницком доплачивали по максимуму. А в нынешнем году даже увеличили надбавку за престижность с 20 до 30 процентов. К тому же не забыли и о дошкольных учреждениях, и о тренерах, которым в этом году запланировано увеличить доплаты с 20 до 80 процентов.

На этом дополнительные образовательные расходы не заканчиваются. Для того, чтобы покончить с практикой родительских взносов, город финансирует школьные фонды, и это без учета того, что идет на ремонты. Так, на одного ученика ежегодно выделяется 250 гривен, на воспитанника детского сада — 350. В результате это тоже оборачивается миллионными затратами. Этих денег не жалеют, потому что они — хоть и косвенная, но помощь семьям. Однако, закрыв эти статьи расходов, город теряет возможность финансировать новые идеи.

От масштабных проектов приходится отказываться

Именно этот тезис теперь проходит красной нитью. Как рассказал городской голова Александр Симчишин, от начатого отказываться не будут. Однако и с новыми котлованами, масштабными ремонтами дорог, реконструкцией важных объектов придется подождать:

— Мы должны достроить школу в одном из самых больших спальных микрорайонов города, для чего заложили в бюджет нынешнего года 15 миллионов гривен. Но этого мало — не будет хватать еще 30 миллионов.

И их отыскать в своем бюджете уже не удастся. Параллельно в городе достраиваются еще пять учебных заведений. И там — те же финансовые проблемы. А о том, чтобы начать строительство еще одной школы в следующем году, теперь говорят с осторожностью, хотя еще пару лет назад в этом были уверены.

Подобные проблемы возникают и в других населенных пунктах края. И дело не в том, что на местах не рассчитали свои возможности. Срабатывают другие факторы, среди которых и тот, что государство начало забирать значительную часть финансового ресурса. Если пять лет назад реверсная дотация в Хмельницком составляла десять миллионов гривен, то теперь подскочила до 71 миллиона.

— Это не означает, что мы остановимся, — продолжил Александр Симчишин. — Будем продолжать ремонтировать дороги, но меньше — темпы не сбавим, хотя уменьшим количество. К тому же в городе пока не будет новых площадей, скверов, фонтанов…

Это то, без чего Хмельницкий раньше обходился десятилетиями. Но вместе с тем и то, что делает город новым, современным, комфортным, по-настоящему европейским. Жаль, что, почувствовав вкус этих преобразований, приходится о них забывать.

Даже если сравнивать с далеко не лучшим бюджетом развития пятилетней давности, то нынешний оказался на сто миллионов меньше. А по сравнению с прошлым годом цифра сократилась на 240 миллионов. То есть, заработав больше, город стал беднее в своих возможностях.

Как залатать финансовые дыры?

Читая все это, некоторые из поселковых и городских голов только вздохнут: нам бы такие средства, как у областного центра. Потому что на самом деле их бюджеты часто не в разы, а на порядок меньше. А зарабатывать удается не всем. Из 44 объединенных территориальных громад, имеющих прямые межбюджетные трансферты с государственным бюджетом, в прошлом году двенадцать не смогли выполнить свои задания. В трех ОТГ это достигло 95 процентов — то есть практически полный провал. Еще у десятка цифры не такие критические, но от этого бюджетные проблемы не меньше — из-за отставания в местные бюджеты области не поступили десятки миллионов.

Финансисты говорят: все из-за налогового долга, который все время имел тенденции к росту. В громадах это происходило из-за роста долгов по земельному налогу, налогов на недвижимое имущество, на доходы физических лиц и единого налога. Словом, дыр много. Как их залатать?

Правительство требует от областных властей увеличения поступлений, потому что иначе обескровленными окажутся финансовые потоки государства. Областные чиновники учат подчиненных: громады должны быть более активными, потому что финансовая децентрализация — это не только увеличение средств, которыми могут распоряжаться ОТГ, а прежде всего рост ответственности за их поступление. А не проявят свою финансовую состоятельность — могут вообще исчезнуть как самостоятельные объединения. При этом среди основных установок — легализация трудовых отношений и борьба с теневой занятостью.

Все это правильно. Но почему-то получается так, что и нелегалов одолели, и зарплату «обелили», и даже новые рабочие места открыли, а денег все равно стало меньше.

Так где же настоящая причина этих потерь?

Хмельницкий.