По его словам, предложения правительства предусматривают изменение акцентов на финансирование основных потребностей в условиях пандемии. С этой целью предлагается создать бюджетный Фонд борьбы с COVID-19 в размере 97,1 миллиарда гривен. Кроме того хотят увеличить на 20 миллиардов гривен расходы на пенсионное обеспечение — с 172,6 миллиарда гривен до 192,3 миллиарда гривен. Это позволит профинансировать с 1 апреля ежемесячную выплату в размере 500 гривен пенсионерам в возрасте более 80 лет (размер пенсии которых не превышает 9 205 гривен), предоставить 1000 гривен разовой помощи пенсионерам, у которых пенсия не меньше 5000 гривен и с мая в целом повысить пенсии на 11 процентов.

«Эти инициативы требуют принятия изменений в бюджет, который мы дорабатываем вместе с народными депутатами», — отметил Д. Шмыгаль.

Секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Владимир Цабаль (на снимке), комментируя во время zoom-брифинга предложения правительства относительно пересмотра государственной сметы, отметил, что вносить изменения в бюджет-2020 пришлось бы даже без учета коронавирусной инфекции, поскольку с начала года он уже не выполнялся по налоговым и таможенным поступлениям.

В частности, по данным Госказначейства, в марте 2020 года Госбюджет выполнен всего на 89,3 процента (в общий фонд бюджета поступило 78,4 миллиарда гривен). При этом самый большой недобор средств зафиксирован на таможне (недополучено 5,7 миллиарда гривен, или 81,2 процента от плана) и от рентной платы за добычу природного газа (недополучено 1,6 миллиарда гривен). В целом по итогам І квартала 2020 года доходная часть выполнена всего на 87 процентов, поэтому бюджет-2020 уже недосчитался 27,4 миллиарда гривен.

Второй причиной пересмотра бюджета-2020 стало начало эпидемии и необходимость сконцентрировать средства для противодействия коронавирусной болезни. Кроме того, введение карантинных мер углубило и без того неминуемую рецессию экономики, которая также заставляет пересмотреть как доходную, так и расходную части бюджета.

Отвечая на вопрос, почему было провалено голосование за изменения в бюджет во время внеочередного заседания Верховной Рады 30 марта, В. Цабаль отметил, что первая причина состоит в несправедливости предложенных изменений. «Предлагали значительно уменьшить финансирование образования, науки, культуры, МИД, инфраструктурных проектов и вместе с тем расходы для прокуратуры или МВД оставили фактически на том же уровне», — сказал народный депутат. Второй причиной он назвал нереалистичность предложенных изменений. «Нам предлагали увеличить на 7,5 процента расходы, а доходную часть уменьшить всего на 11 процентов. И это при том, что еще до начала эпидемии доходы на 15 процентов были ниже запланированных», — отметил парламентарий и добавил, что фракция «Голос», в которую он входит, в то же время предлагает уменьшить расходы бюджета не на 11, а на 18—20 процентов. «Не нужно заниматься самообманом и говорить, что не все будет так плохо с доходами. Уже сейчас должны сказать себе правду, потому что иначе через два месяца бюджет придется пересматривать», — считает он.

Третьей причиной неподдержки изменений в бюджет народный депутат назвал увеличение с 22 до 32 процентов государственного сектора экономики. «Надо увеличивать государственный сектор в период кризиса, но не на 10 процентов. Кроме того, во время кризиса государство должно расходовать средства на инфраструктурные проекты, чтобы поддерживать экономическое развитие, а мы вместо этого увеличиваем расходы на потребление», — считает В. Цабаль. В связи с этим фракция «Голос» не возражает против увеличения дефицита бюджета до предложенных правительством 7 процентов, но подчеркивает, что эта цифра должна коррелироваться с реалистическими доходами и консервативными расходами.

По мнению секретаря бюджетного комитета, сегодня как раз крайне важно полностью пере-смотреть принципы формирования расходов. «Во-первых, не нужно сейчас создавать какой-то отдельный фонд борьбы с коронавирусом, где непонятно, по какому принципу будут использоваться деньги. Нужно напрямую увеличить финансирование медицины и по существующим, прозрачным, принципам выполнять программы относительно борьбы с коронавирусом. Во-вторых, не нужно сразу выделять все финансирование для борьбы с коронавирусом. Сейчас правительство предлагает увеличить это финансирование почти на 100 миллиардов гривен, однако же сегодня никто не знает, сколько средств нам потребуется — 200 или 30 миллиардов. Но, предложив сразу 100 миллиардов, правительство без какой-либо логики порезало программы культуры или образования. Вместо этого мы предлагаем пойти по пути постепенного увеличения финансирования борьбы с эпидемией: сейчас на два-три месяца выделяем 30—40 миллиардов гривен и в течение следующих месяцев будем лучше понимать, сколько нужно дополнительно денег и какие бюджетные программы не выполняются», — отметил В. Цабаль. То есть, считает он, через три месяца остальные средства на финансирование борьбы с коронавирусом мы сможем найти не за счет обрезания расходов на культуру или образование, а за счет бюджетных программ, которые не будут выполняться в связи с карантинными мерами, и тех, которые ежегодно традиционно выполняются не полностью.