Об этом заявил директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн на своей странице в социальных сетях.

«Мы закупаем не нефть, а нефтепродукты, и сегодняшний обвал котировок на них в Европе — вот это уже интересно. Бензин и дизтопливо потеряли за день почти 30 процентов. Например, бензин 95 в Северо-Западной Европе теперь стоит 119 долл./т, а дизель — 159. Знаете, сколько это в гривнях? Две с половиной гривни за бензин и 3,5 грн/л на дизтопливо!!! Напомните, сколько стоит литр воды в супермаркете? 5, 10 гривен?», — написал Куюн.

Представляете? Десять центов! Разве не об этом мы мечтали! По словам аналитика, «не менее яркие гримасы рисует и сравнение с налогами.

«Акциз на бензин на данное время составляет 6,3 грн/л, или в два с половиной раза выше, чем стоимость самого топлива, еще 1,75 грн/л будет составлять НДС (начисляется на сумму акциза и стоимости топлива). Акциз на дизтопливо составляет 4,1 гривни, суммарный НДС — 1,50 грн/л. Если такая цена останется на месяц, стоимость А-95 на колонке может упасть до 16 грн/л, дизтоплива — 14 грн/л. Наверное, надо пересчитать, потому что в это невозможно поверить», — отметил директор «Консалтинговой группы А-95».

Куюн говорит, что вопреки скепсису, цены идут вниз. «Фиксируем снижение ежедневно в разных сетях. «Вот и сегодня некоторые станции сбросили до 1,5 грн/л. Минималка на дизтопливо уже ниже 18 грн/л, на бензин А-92 — ниже 19 грн/л, на «пятый» — ниже 19,50 грн/л.», — информирует аналитик.

Куюн утверждает, что темпы падения цен на горючее отвечают среднеевропейским. «Относительно бензина идем нога в ногу — 28 процентов, относительно дизтоплива немного отстаем: снижение на 26 процентов по сравнению 28 на АЗС Европы», — отметил аналитик.

А вообще, по словам Куюна, он настоящий нефтяной кризис назвал бы наоборот «нефтяным праздником». «Нафтодобытчики сосали кровь с потребителей последних 20 лет. Чем их бизнес отличается от других, которые периодически ловят «минусы»? Их подвела собственная жадность: они хотели еще больше денег, бурили еще больше скважин, шли в сложные регионы. В результате нарастили производство, а тут вирус подкосил потребление. Так что все нормально, богатые тоже плачут!», — написал Куюн.

Добавим, что вирус подкосил не только потребление, но и чьи-то надежды, и напомним, что в прошлый понедельник, 20 апреля, минимальный уровень цены на нефть марки WTI с поставкой в мае 2020-го был 40,32 доллара за баррель — это абсолютный исторический минимум за все время добычи нефти с конца XIX века.

И еще о приятном. «Нафтогаз» обязали продавать голубое топливо по регулированному тарифу до 1 мая 2021 года производителям тепловой энергии и до 1 июля 2020-го — простым украинцам. Таким образом, полноценный запуск рынка газа с 1 мая 2020 года отсрочили. Соответствующее решение 24 апреля принял Кабинет Министров, говорится в опубликованном на сайте ведомства постановлении.

Уже со следующего месяца украинцы должны были покупать голубое топливо по рыночным ценам, однако правительство приняло решение продолжить регулированный тариф на два месяца.

Итак, тариф на газ для населения не может быть выше уровня, который учитывает среднее арифметическое значение фактических цен (End of Day) природного газа на следующие сутки поставки газа (Day-Ahead and Weekend) на нидерландском газовом хабе (ТТF) за период 1—22 числа месяца плюс стоимость транспортировки.

Кстати, согласно данным «Нафтогаза», в апреле нынешнего года цена на газ снизилась до 2,9 гривни за кубометр (без учета НДС, наценки и затрат на транспортировку). Это на 15 процентов меньше, чем в марте.

Вот если бы еще пересмотрели тариф на транспортировку, ведь это, наверное, Кабмин и НКРЄКУ считают, что вопрос окончательно решен. Потребители, которые подключены к трубе, но газ временно не потребляют, не могут уразуметь, почему они должны платить абонплату. Впрочем, это тема отдельного разговора и мы обязательно к ней вернемся.

Подытоживал Виктор БОНДАР.