Кто о чем, а мы... о ценах. На фоне коронавирусной суеты тема остается на слуху: то правительство делает заявление и уверяет, что все якобы под контролем. То АМКУ начинает очередное расследование, собирает крупнейших поставщиков продуктов питания, делает им предпоследнее, как принято говорить, китайское, предупреждение и обещает всяческие кары на головы нарушителей. То сам Президент, терпение которого вот-вот лопнет, проявляет недовольство и ругается. Между тем, несмотря на такую массированную видимость беспрерывной деятельности наших чиновников, цены, если немного и замедлили свой неоправданно стремительный рост, вопреки оптимистичным заявлениям экспертов не спешат обваливаться.

Помните, еще в марте сообщалось, что в то время, как цены на продукты питания в период карантина подскочили, Кабинет Министров готовит жесткие меры, чтобы они не подорожали.

Где те, позвольте спросить, меры? Ну кроме, разве что, громких заявлений министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства о том, что Кабмин может осматривать торговые сети на наличие там значимых продтоваров, а также следить за ценами. А само министерство должно сообщать о таких действиях каждые два дня.

Вы что-то об этом слышали? Видели хоть одну информационную сводку министерства? По крайней мере так, как это делает Минздрав, информируя украинцев о ходе-распространении коронавируса и достижениях в борьбе с пандемией.

Ну и что, что киевский городской голова Виталий Кличко призвал не повышать цены в такое тяжелое время. А глава Киевского областного территориального отделения АМКУ Алексей Хмельницкий даже приглашал «на протокольный опрос всех... руководителей продуктовых сетей и поставщиков». И предупреждал, что «будем под протокол брать у них объяснения по этому поводу, проанализируем... через дней десять будут... заключения...»

С того времени прошел месяц. Где заключения? Значит, то, о чем мы писали в прошлом месяце, цитируя господина Хмельницкого, мягко говоря, неправда! Да и он, собственно, ничего нам не обещал. Ну сказал, что «...Киевское областное территориальное отделение АМКУ провело встречи с представителями крупнейших сетей супермаркетов NOVUS, «Эко-маркет», «Велика Кишеня», «Велмарт», «Сільпо» из-за подорожания продуктов на фоне введения карантина. Ряд сетей подали ходатайства о предоставлении объяснений повышения цен на продукты онлайн. С ними встречи состоятся в режиме видеоконференции...»

О чем они там говорили — неизвестно. Неужели о неуправляемом росте цен! И не о том, наверное, что надо уже их обуздать! Поскольку, казалось бы, после всех тех «последних предупреждений» кто бы решился продавать гречку по 40 гривен за пакетик, который и на кило не потянет?

А «Сільпо», которое, кстати, в том списке предупрежденных, продает! По крайней мере на прошлой неделе мы зафиксировали такие ценники в одном из супермаркетов сети около Киева.

Цены на бензин. В последние дни марта в прессе обнородавали очередное сообщение: «Антимонопольный комитет анонсировал новые меры в рамках кампании по приведению цен на нефтепродукты к обоснованному уровню... состоится ряд встреч с руководителями сетей АЗС, которые работают под брендами WOG, OKKO, Ukrnafta, Socar, UPG. Цель... получить объяснения ценообразования на нефтепродукты и соответствия стоимости... тем изменениям, которым подвергся рынок в последние месяцы: падение цен на нефть и крупный опт, колебание курса гривни и т. д.»

И что? Со временем появился довольно оптимистичный прогноз, который сделал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн: «...Бензин и дизтопливо потеряли за день почти 30%. Например, бензин 95 в Северо-Западной Европе теперь стоит 119 долларов/т, а дизель — 159. Знаете, сколько это в гривнях? Две с половиной гривни за бензин и 3,5 грн/л на дизтопливо!!!»

И что? Упав на 2—3 гривни за сутки, цена на бензин почему-то, несмотря на оптимистичный прогноз и «кампанию АМКУ», прекратила снижаться. И ничего с этим не поделать. Контролировать некому. А те, кому надлежало бы это делать, уже заняты другим.

Мы далеки от мысли, что и реализаторы медицинских масок испугались слишком уж строгих предупреждений АМКУ о повышении цен, в частности на средства индивидуальной защиты. Однако в одной из сетей автомобильных заправок, наверное, в ответ на перенасыщение украинского рынка средствами индивидуальной защиты прибегли к испробованному маркетинговому ходу. Перечеркнули старую цену — 99,90 грн. Написали новую — 64,90, отметив при этом, что ваша выгода составит аж 35,00 гривен на покупке пяти одноразовых масок из, кажется, агроволокна. Представляете, сколько они на тех масках «накрутили»!

Между тем компания «Эпицентр», которая, похоже, тоже вляпалась в неприятную историю, продолжает атаковать своими пресс-релизами средства массовой информации, рассказывая об «инициативах» и сотрудничестве.

Дескать, откликнулась на инициативу Президента(!)... по обеспечению учреждений здравоохранения необходимыми средствами защиты... В рамках... сотрудничества(!) «Эпицентр» доставил в Украину самолетом «Мрія» гуманитарный груз. Который, добавим, с успехом продается в магазинах сети.

Похоже, некому навести порядок ни в ценообразовании, ни в заявлениях...