Станислав Николаенко — украинский педагог, ученый, политик и общественный деятель; народный депутат Украины четырех предыдущих созывов; министр образования и науки Украины (2005—2007), профессор, доктор педагогических наук, академик Национальной академии педагогических наук Украины. Ныне — ректор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (НУБиП Украины).

Дистанционное обучение на карантине, особенности дистанционной экзаменационной сессии и проблемы набора нового поколения студентов — тема сегодняшнего разговора с руководителем одного из самых мощных и популярных учебных заведений страны.

— Станислав Николаевич, коронавирусная пандемия повлияла на жизнь каждого человека, да что там — всей планеты. Правда, в разных странах к вирусной угрозе отнеслись по-разному: если канцлер Германии Ангела Меркель назвала нынешнюю эпидемию самым большим вызовом со времен Второй мировой войны, то президент дружественной нам Беларуси Александр Лукашенко публично высмеял мировый испуг в связи с вирусом, а дистанционное обучение назвал профанацией. Ваше мнение по поводу этого жесткого безапелляционного высказывания?

— Не стану комментировать это утверждение Бацьки, как называют своего лидера белорусы, который нередко бывает весьма крут в словах. Скажу лишь, что подобные заявления алогичны, они в конфронтации с теми новейшими мировыми достижениями в сфере информационных технологий, которыми, как показывает нынешняя образовательная карантинная практика, Украина неплохо владеет. Основными преимуществами дистанционного обучения являются взаимодействие, предоставление студентам возможности самостоятельного освоения исследуемого материала, а также консультационное сопровождение в процессе обучения и исследовательской деятельности. Что дает дистанционное обучение? Да самое главное — возможность учиться, пускай и на расстоянии, но обучаться! Так поступают во всем цивилизованном мире, так сделали и мы в Украине.

— Как дался многотысячному коллективу преподавателей и студентов НУБиП переход от традиционного, «мирного» аудиторного и лабораторного обучения к тогда еще новому, а теперь уже «поголовному» и, возможно, за это время уже привычному дистанционному обучению?

— Сказать: тяжело — это ничего не сказать. У нас на 16 факультетах после выпуска магистров осталось около 10 тысяч студентов и 1700 преподавателей. Поначалу сложно было всем, и не только организационно, технически, но и психологически — одно дело видеть глаза детей, ощущать их настроение, живой интерес, восприятие-непринятие нового материала, вести с ними дискуссии, а иное — общаться через бездушный монитор, без чувств, энергетики и эмоций. Для введения дистанционной работы на период карантина в университете разработаны и введены в действие временные порядки -проведение практического обучения, летней экзаменационной сессии и порядок дистанционной работы экзаменационных комиссий в НУБиП Украины. За этими скупыми сухими строками — титанический труд не десятков, а сотен моих коллег: и днем, и ночью, и в университете (соблюдая карантинные ограничения), и дома. Мы задолго готовились к дистанционному образованию, наши студенты уже пять лет подряд работали на электронной платформе Elearn. Поэтому для большинства проблем не было.

Мы выстояли, выдюжили, освоили и широко ввели ряд новейших технологий. Скажем, сейчас проведение видеозанятий в студенческих группах или видеоконсультаций с отдельными студентами, либо дистанционное проведение в режиме ограниченного реального времени модульных контрольных работ — это уже общая будничная практика, о чем несколько месяцев назад не могло быть и речи. И прекрасная репетиция и для студентов, и для преподавателей — именно так с середины мая будем дистанционно проводить экзаменационную сессию, защищать дипломные работы в онлайн-режиме. Ясно, что конец учебного года мы проведем дистанционно, а практические и лабораторные, наверное, перенесем на осень. Словом, во всех сферах НУБиП Украины готов к завершению выполнения графика образовательного процесса в весеннем семестре 2019—2020 учебного года в условиях карантина.

— Сильно ли «обрезали» ваш бюджет в связи с карантином?

— К сожалению, нас лишили полностью капитальных вложений —  21 миллиона гривен, а также базового финансирования научных исследований — 10 миллионов гривен. Будет также и некоторое уменьшение текущих расходов, но это пока не повлияет на размер заработной платы преподавателей и стипендий студентов.

— Какие основные учебно-методические средства обеспечивают роботу университета в условиях карантина?

— Для обеспечения дистанционной формы обучения в университете функционирует учебный портал НУБиП Украины elearn.nubip.edu.ua (на базе CLMS Moodle), содержащий 2923 электронных учебных курса разных дисциплин, в которых к каждой теме модуля разработаны теоретические ресурсы, презентации, уроки, задания и методические рекомендации, видеоинструкции для выполнения лабораторных работ, а также ресурсы для модульного контроля знаний и итоговой аттестации.

Для онлайн-коммуникации мы используем платформу Cisco Webex Meetings, (университет получил 400 аккаунтов в пределах корпоративного доступа). Эта платформа чрезвычайно удобна в пользовании, дает возможность проводить дистанционные встречи любого формата и с использованием любых средств коммуникации (компьютер, ноутбук, телефон, планшет).

Я ежедневно на работе, и все заседания ректората, деканатов, кафедр, общение со старостами групп студентов сегодня в университете проводятся в дистанционном режиме с использованием этой онлайн-коммуникации.

Наряду с этим для онлайн-коммуникации используются платформы Zoom (с определенными ограничениями по продолжительности занятия), Google Hangout Meetings, Discord, Microsoft Teams (университет имеет корпоративный аккаунт), Microsoft Skype for Business и Teams (университет имеет корпоративный аккаунт).

Является ли все, сказанное мной выше, используя лукашенковскую фразеологию, карантинной образовательной «профанацией», или это своевременно сделанный, хотя и из-за вынужденных обстоятельств, мощный и единственно возможный технологический шаг вперед — выводы делайте сами.

— Какие методы и технологии преимущественно используют преподаватели для проведения дистанционных занятий со студентами?

— В университете более 90% дисциплин обеспечены электронными учебными курсами на базе платформы Elearn, которые позволяют полноценно проводить преобладающее количество учебных занятий, самостоятельную работу студентов и контрольные меры. Именно этот ресурс обеспечил основу проведения дистанционного обучения.

В дистанционном обучении важно наладить визуальный контакт между преподавателем и студентом, обеспечивающий четкую дальнейшую организацию образовательного процесса. Однако в первую неделю карантина часть преподавателей не имела установленного программного обеспечения для дистанционного обучения, не хватало опыта по его использованию. Сейчас ситуация исправилась.

Используются записи лекций с дальнейшим размещением их на YouTube канале. Для студентов, имеющих низкое качество интернет-связи, установлены другие каналы коммуникации (через личную электронную почту, разного рода мессенджеры Viber, Telegram, WhatApp и т. п.). Для отправки заданий-ответов используются электронная почта и разные файлообменники (Dropbox, FEX. NET).

— Имеет ли университет другие источники электронных учебных ресурсов, которые информационно дополняют учебный портал НУБиП Украины?

— Важным источником доступной информации для студентов и преподавателей на сегодняшний день, как и в течение многих веков истории человечества, остается... библиотека. Но не простая, а цифровая. У нас в НУБИП такая есть. Ее электронные ресурсы (а это 6560 полнотекстовых документов, которые сейчас доступны в онлайн-режиме только из локальной сети университета) оказались полезными для всех участников образовательного процесса.

Понимая на сегодня важность дистанционного образования и обеспечения удаленного доступа к учебным ресурсам, наша цифровая библиотека ввела новую сервисную услугу — электронную доставку копий электронных документов.

— Сколько студентов дневной формы ныне постоянно задействованы в процессе дистанционного обучения?

— На сегодня в университете на 13 факультетах на дневной форме обучаются около 10 тысяч студентов. По данным факультетов, в среднем по университету активно приобщились к процессу дистанционного обучения онлайн приблизительно 86% студентов. Но это средняя, обобщенная цифра. Скажем, на разных факультетах, курсах, в отдельных группах эти показатели нередко составляют более 90%, и даже 100%.

— В чем, на ваш взгляд, основная причина того, что определенная часть студентов не смогла участвовать в дистанционном обучении?

— Поскольку почти 90% наших студентов сегодня находятся дома (а они у нас преимущественно из сельской местности), основной причиной невозможности их присоединения к дистанционному обучению остается низкое качество Интернета или полное его отсутствие. Преимущественно из-за этого студенты не могут принимать участие в видеоконференциях (онлайн-лекциях), пользоваться информационным порталом, электронной библиотекой и т. д. Среди причин также отсутствие веб-камер, что ограничивает общение. С такими студентами преподаватели работают индивидуально через электронную почту и мессенджеры. Ну и, конечно, подтверждается извечная истина: продолжает учиться тот, кто хочет учиться. Кто-то (чего греха таить) ленится, бездельничает, кто-то придумывает всякие «веселые» истории. Один парень, студент УНИ энергетики, автоматики и энергосбережения, сообщил, что не имеет возможности дистанционно обучаться, потому что в его селе нет Интернета и даже мобильной связи. Мы позвонили родителям, и оказалось, что юноша остался на карантин в Киеве и работает... таксистом.

— И в завершение: после экзаменационной сессии сразу начинается вступительная кампания. Что бы вы сказали абитуриентам и их родителям, убеждая в том, что свою судьбу им нужно связать именно с вашим учебным заведением?

Экзамены на 1—4 курсах мы проводим дистанционно. Также в онлайн-режиме будут организованы и выпускные экзамены, такая практика есть у юристов, инженеров-конструкторов, землеустроителей.

Что касается поступления в магистратуру, то мы предлагали Министерству образования и науки Украины зачисление провести на основе выпускных бакалаврских экзаменов и отменить ЕВЭ по английскому языку. Такой практики в мире нет. Но наши коллеги в министерстве не прислушались к этим предложениям, что серьезно осложняет этот процесс.

Что касается поступления абитуриентов к нам на базе школы, то ждем результатов ВНО. На базе техникумов — учитываем средний балл диплома, результаты ВНО, а также дистанционно проведем специальный экзамен.

Рекомендую молодежи поступать на государственный заказ к нам на базовые специальности, мы имеем 1050 мест государственного заказа на базе школы и 570 мест — на базе колледжа, а потом другую — «крутую» — специальность можно получить в качестве второй у нас же и одновременно с первой.

Национальный университет биоресурсов и природопользования (ранее известный в Украине как Сельскохозяйственная академия) — один из крупнейших и самых известных вузов страны. Нам 122 года, и нас вместе с обособленными структурными подразделениями более 27 тысяч человек, только преподавателей свыше трех тысяч. Мы с давних пор занимаем почти 100 гектаров в Голосеевской лесопарковой зоне. Это природная жемчужина на окраине Киева — у нас здесь зимой всегда на пару градусов теплее, а в летнюю жару — на пару градусов прохладнее. 17 старинных и современных учебных корпусов и 11 студенческих общежитий представляют собой своеобразный, как говорится, студенческий кампус. Уникальность расположения и тот факт, что половина наших студентов из сельской местности (а там люди ближе к природе, земле, а поэтому и здоровее), во многом способствует и тому, что в течение десятилетий наши дети менее уязвимы к простудным заболеваниям, чем в других вузах. Привлекательность этого киевского района известна с давних пор, недаром со времен Петра Могилы у нас здесь действует учебная пасека, а лаборатория коневодства гордится породистыми скакунами. Место — историческое, а оборудование, аппаратура и технологии в НУБиП — новейшие. Плата за обучения очень конкурентная — в среднем в пределах 20 тысяч гривен за учебный год, что почти в три раза дешевле себестоимости. То же самое касается и платы за проживание в общежитиях — вряд ли много вы найдете мест в столице, где за жилье минимальная плата составит 520 гривен в месяц. Добавлю к этому, что в семи столовых и буфетах нашего кампуса можно приобрести вкусный комплексный обед всего за 50 гривен.

Думаю, приведенные цифры и факты звучат убедительно. Но главное, конечно, это качество обучения. А его мы также гарантируем, недаром наш вуз третий в Украине по числу победителей всеукраинских студенческих олимпиад и входит в десятку лучших университетов. Завоевали и большое международное признание.

Беседовали Денис РУДЕНЬ и Александр САВЕНКО.