Руслан Стефанчук поблагодарил представителей международных экспертных организаций и экспертов за рецензию к законопроекту. «Думаю, мы обязательно учтем замечания во время окончательной доработки законопроекта», — сказал он, добавив, что несколько недель назад законопроект также был направлен в Венецианскую комиссию. «Поскольку у них будет заседание в июне, то я от своего имени попросил рассмотреть законопроект еще на июньской сессии», — отметил Первый заместитель Председателя Верховной Рады.

Он поблагодарил всех причастных к обработке законопроекта — тех, кто формировал идею, оказывал международную поддержку, способствовал добрым словом, общественные организации, присоединившиеся к его улучшению. Ведь только совместной работой мы сможем создать качественный законопроект «О всеукраинском референдуме».

В то же время Руслан Стефанчук напомнил, что это только первый проект из большой когорты законопроектов, касающихся народовластия, или прямой демократии. «На очереди — законопроекты о местном референдуме, о народной законодательной инициативе, о возможности отзыва должностных лиц и принятых ими решений, об электронных петициях. Это то, что будет в нашем плане на будущее.

Поэтому мы хотим пригласить к дальнейшему сотрудничеству представителей Посольства Швейцарской Конфедерации в Украине. Нам был бы интересен ваш опыт и в этих вопросах и мы готовы вступать в дискуссию с одной целью, чтобы получить полноценный механизм прямой демократии в Украине», — подчеркнул Первый заместитель главы парламента.

С приветственным словом к участникам обсуждения также обратился исполняющий обязанности Посла Швейцарии в Украине Симон Пиду и старший директор Международной фундации избирательных систем (IFES) в Украине Питер Эрбен. Экспертами выступили швейцарский политический эксперт Бруно Кауфманн, руководитель проектов по конституционному праву Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко, эксперт Международной фундации избирательных систем (IFES) по вопросам выборов и референдумов Денис Ковриженко, глава правления и координатор политических программ Гражданской сети «ОПОРА» Ольга Айвазовская.

По словам Дениса Ковриженко, который в целом положительно оценил законопроект, его ключевые положения можно разделить на два блока — концептуальный и процедурный.

Что касается концептуального блока, то эксперт остановился на нормах, касающихся вынесения на референдум общегосударственных вопросов. Собственно, само определение этой категории вопросов в законопроекте довольно размытое и требует конкретизации, подчеркнул он.

«В законопроекте закреплен подход, согласно которому на референдум может быть вынесено не более трех вопросов. В нем также говорится о том, что при проведении агитации и формировании комиссии должен быть обеспечен определенный баланс между позициями сторонников и оппонентов вопросов, которые выносятся на референдум. Соответственно, возникает вопрос, какие именно сторонники и оппоненты включаются в состав комиссий, поскольку вопросов может быть три и по каждому из них могут быть разные сторонники и разные оппоненты. Поэтому позиция нашей организации заключается в том, чтобы количество вынесенных вопросов, с учетом того, что должен быть обеспечен паритет участия сторонников-оппонентов во время референдума, должно сводиться к одному», — сказал Д. Ковриженко.

Довольно критически эксперт отнесся к идее электронного голосования: «Даже в странах Европы наблюдается тенденция не к расширению сферы применения электронного голосования, а к ее сужению. На сегодняшний день активно электронное голосование используется только в одной стране — Эстонии. Во многих других странах решили свернуть его из-за ряда вызовов, связанных с безопасностью, тайной голосования, доверием к результату, который устанавливается по такому голосованию. Мы поддерживаем позицию, что нужно применять ІТ в работе избирательных комиссий, при подаче определенных документов, как это предусмотрено в

Избирательном кодексе, но говорить об электронном голосовании, по моему мнению, рановато».

В контексте процедурных аспектов Д. Ковриженко акцентировал внимание на отличии в определениях предвыборной и референдумной агитации, соответственно в Избирательном кодексе и законопроекте о референдуме.

В законопроекте о референдуме агитация — это любая информация, которая фактически склоняет участника референдума поддержать или не поддержать вынесенный на опрос вопрос. С одной стороны, законопроект запрещает проведение любой агитации в день голосования, а с другой, — говорит о том, что информационные плакаты и материалы размещаются на избирательных участках в день голосования.

«Информационные материалы в других странах в основном носят нейтральный характер, размещаются на участках или доводятся до избирателей иным способом. Соответственно, гражданин имеет незаангажированное представление о том, за что ему предлагают проголосовать. Думаю, нам тоже нужно идти по этому пути», — сказал он.

Ольга Айвазовская также акцентировала внимание на необходимости гармонизировать законопроект о всеукраинском референдуме с Избирательным кодексом. «Потому что процедуры, касающиеся организации, проведения голосования, составления списков избирателей, государственного реестра избирателей, не могут быть оторваны от реальности, от избирательных процессов», — отметила она, добавив, что детализация процедур на уровне инструкций — это следствие практики украинских выборов или референдумов, которые имели место. «Взаимоконтроль, взаимная координация или принципы публичности, подотчетности этого процесса — опять же таки являются следствием исторических событий за период независимости Украины», — подчеркнула глава правления гражданской сети «ОПОРА».

В то же время О. Айвазовская отметила, что поскольку в июле могут быть приняты изменения в Избирательный кодекс, то это также нужно принимать во внимание при разработке окончательной редакции законопроекта о всеукраинском референдуме.

Поблагодарив всех, кто принимал участие в обсуждении, Руслан Стефанчук высказался за как можно скорейшее собрание рабочей группы. «Необходимо переходить к финальной версии законопроекта, чтобы мы в ближайшее время могли внести его в Верховную Раду», — добавил он и выразил надежду, что законопроект о всеукраинском референдуме будет принят до конца текущей сессии. «Загадывать не будем, но давайте поработаем для того, чтобы Украина получила такой механизм», — констатировал политик.

Скриншот видео со страницы Центра политико-правовых реформ в Фейсбуке.