Комитет Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики рассмотрел вопрос аренды Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции оборудования серверов, которые обеспечивают функционирование Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления — реестр е-деклараций.

Глава комитета Анастасия Радина отметила, что депутаты хотели услышать, почему на аренду серверов для е-деклараций было израсходовано так много средств налогоплательщиков. Председатель НАПК Александр Новиков сообщил, что новое руководство агентства провело аудит, в частности, соглашения об аренде серверов для реестра е-деклараций. Согласно заключению аудита, стоимость аренды оборудования с 2017 года с каждым годом возрастала, и уже в 2018 году аренда стала дороже, чем его фактическая стоимость. По состоянию на январь 2020 года НАПК уплатило за аренду оборудования, которое стоит около 3 миллионов гривен, — 11,5 млн грн. В январе аренда должна была вырасти еще больше — до 16,6 млн грн, однако соглашение не было продлено. Таким образом, государству был причинен ущерб на более чем 9 миллионов гривен. Выводы аудита, который обнаружил нарушения финансового и бухгалтерского законодательства, направлены в НАБУ, которое зарегистрировало уголовное производство, идет расследование. Уголовное дело возбуждено по ст. 364 по факту растраты бюджетных средств предыдущим руководством НАПК.

Высший антикоррупционный суд наложил арест на оборудование без запрета пользоваться этим оборудованием НАПК, законность ареста также подтвердила апелляционная палата ВАКСУ. Есть также судебный иск против хозяйственного суда. На днях, как сообщил Александр Новиков, НАПК объявило тендер на закупку серверов, чтобы весь реестр е-деклараций размещался на программной платформе агентства. После проведения судебно-экономической экспертизы НАПК намерено подать иск на компанию «Алтаюр» с целью возвращения растраченных бюджетных средств.

Представители ООО «Алтаюр», которое предоставило серверы в аренду НАПК, на заседании комитета озвучили позицию компании: если не устраивает стоимость аренды — надо вернуть оборудование, назвав то, что произошло — «рейдерством». Юристы компании утверждали, что НАПК не имеет права удерживать у себя оборудование, должно его вернуть, а договор — разорвать. В то же время в НАПК убеждены, что именно суд должен определить вопрос хозяйственного правоотношения между НАПК и частной компанией.

При обсуждении депутаты отмечали, что спор должен быть решен согласно действующему законодательству. Анатолий Бурмич отметил: если оборудование было арендовано по завышенной цене, нужно провести аудит и привлечь к ответственности предыдущее руководство НАПК. Ведь эту структуру создавали как новый прозрачный орган, призванный бороться с коррупцией. Антонина Славицкая выразила мнение, что комитет в рамках своих полномочий не может давать политическую оценку и вмешиваться в дело, становиться на чью-то сторону. Ярослав Юрчишин также предостерег, что вмешательство комитета не является целесообразным, ведь две стороны конфликта решают его в судебном процессе. При этом депутаты подчеркивали, что комитет должен держать вопрос на контроле.

Глава комитета Анастасия Радина поблагодарила нынешнее руководство НАПК за то, что упредили возможную переплату за аренду оборудования, выразив надежду на быстрое расследование и привлечение к ответственности виновных. Комитет взял вопрос к сведению, удержался от принятия решений, поскольку идет расследование.

Комитет также рассмотрел ряд законопроектов на предмет антикоррупционной экспертизы. В частности, рекомендовал Верховной Раде поддержать в первом чтении за основу законопроект относительно повышения эффективности деятельности АРМА (№ 3335-1).

Дискуссию вызвало рассмотрение поправок к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно определения субъектов, на которые распространяется действие антикоррупционного законодательства» (№ 3355-1) ко второму чтению. В частности, норма законопроекта о том, нужно ли вносить в е-декларации несовершеннолетних и совершеннолетних детей, которые проживают отдельно, детей, родившихся не в браке. К законопроекту было подано 98 поправок, которые обработала рабочая группа. Депутаты отмечали, что требование декларировать доходы и имущество детей, которые не проживают вместе с декларантом, может усложнить заполнение е-декларации, особенно если бывшие супруги не в очень хороших отношениях. Хотя, с другой стороны, это может быть лазейкой для утаивания коррупционных прибылей.

Заместитель председателя НАПК Иван Пресняков объяснил, что декларант может указать в декларации «член семьи не предоставил информацию» и это, по его словам, не будет влиять на направление такой декларации на полную проверку. В итоге комитет отклонил поправки, которыми предлагалось исключать из проекта норму о предоставлении в декларации информации о несовершеннолетних детей, которые не проживают вместе с субъектом декларирования. Также отклонены поправки, которыми предлагалось включить к субъектам декларирования советников, помощников, уполномоченных и пресс-секретарей Президента Украины на общественных началах, научных консультантов Конституционного Суда Украины, руководителей структурных подразделений госпредприятий. В обсуждении также приняла участие заместитель руководителя Офиса Президента Украины Юлия Ковалив.