На снимке: цветет «Гуцульский Париж».

Фото Анны ПРЯДКИНОЙ.

От имени всей громады горного Раховского района обращаемся к Президенту Украины Владимиру Зеленскому и Кабинету Министров Украины с предложением образовать на базе самого высокогорного в Украине Раховского района, который владеет особым и уникальным природно-ресурсным и культурным потенциалом, Раховскую единицу административно-территориального устройства субрегионального (районного) уровня. И включить в ее состав проектированные Ясинянскую, Богданскую, Раховскую, Велико-Бычковскую и Солотвинскую объединенные территориальные громады с общей численностью населения 118 тысяч 105 человек.

Административным центром определить город Рахов с населением 15 тысяч 621 человек, располагающийся на расстоянии 36 километров от села Лазещина и 57 — от села Нижняя Апша.

Считаем, что такой подход мог бы помочь решить и проблемы соседней Тячевщины и поспособствовать развитию ее горных населенных пунктов.

Каковы аргументы?

Современный Раховский административно-территориальный район делится на один городской, три поселковых и 17 сельских советов, которые объединяют 32 населенных пункта. Админцентр — город Рахов. Через район проходит автомобильная дорога государственного значения Н-09 (Мукачево — Рахов — Ивано-Франковск — Рогатин — Бобрка — Львов) протяженностью 78 километров.

Район — самый отдаленный от областного центра Ужгорода и самый большой по площади в Закарпатской области — 1892 квадратных километра. Население — 92,4 тысячи граждан. Расположен в самой высокогорной части Украинских Карпат со сложными природно-климатическими условиями. Здесь находятся шесть высочайших горных вершин Украины, в том числе гора Говерла (2061 метр над уровнем моря), формируется река Тиса — наибольший левый приток Дуная.

В его пределах также уникальные высокогорные озера, водопады, большое количество полонин, более 80 минеральных источников, географический центр Европы, составные части трансграничного объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Буковые первобытные леса и давние леса Карпат и других регионов Европы» и украинско-польского объекта Всемирного культурного наследия «Деревянные церкви Карпат» и т. п.

Значительная часть жителей района проживает в населенных пунктах, которым предоставлен статус горных, где в заброшенном состоянии находятся объекты социально-бытового обслуживания, связи, транспортной инфраструктуры (в высокогорье автомобильные дороги почти отсутствуют). Это единственный негазифицированный район области. Закарпатская Гуцульщина характеризуется и уникальными историческими, этническими, социально-экономическими, физико-географическими, демографическими и культурно-художественными особенностями. Во времена Чехословакии (1919—1939 годы) европейские туристы величали город Рахов «Гуцульским Парижем».

Раховщина расположена в пограничье (протяженность украинско-румынской государственной границы составляет почти 40 километров). Этот район является одним из важных туристско-рекреационных центров в Украине.

Сюда открыто движение пассажирских поездов из Киева, Харькова, Одессы, Николаева и Коломыи.

Государственной программой развития региона Украинских Карпат на 2020—2022 годы предполагаются сооружение на базе Карпатского биосферного заповедника (на горном курорте Квасы) Международного учебно-исследовательского центра сохранения буковых первобытных лесов, эколого-образовательной работы та устойчивого развития и строительство другой туристско-рекреационной инфраструктуры.

Кроме того, распоряжением Кабинета Министров от 21 ноября 2018 года «Некоторые вопросы сохранения украинской части природного объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Буковые первобытные леса и давние леса Карпат и других регионов Европы» планируется восстановление моста через реку Тиса и открытие международного пункта пропуска через государственную границу для автомобильного, железнодорожного и пешеходного сообщения Деловое (Украина) — Валя Вишеулуй (Румыния). Ведутся работы по сооружению моста через реку Тиса на участке Белая Церковь — Сигетул Мармацией, общественность активно добивается возобновления движения исторических поездов из Рахова в Румынию, Будапешт и Прагу.

Согласно Методическим рекомендациям относительно критериев формирования административно-территориальных единиц субрегионального (районного) уровня, зона доступности к центрам новых районов должна составлять в пределах 60 километров по автомобильным дорогам. Однако в случае включения Раховского района в проектированную Тячевскую единицу административно-территориального устройства субрегионального (районного) уровня (ОСР) зона доступности административного центра ОСР значительно увеличится.

Конечно, такое решение может привести к крайне негативным социально-экономическим последствиям для развития отдаленных горных населенных пунктов, значительно усложнит доступ горцев к разного рода услугам, приведет к упадку Закарпатской Гуцульщины.

Таким образом, учитывая приведенные аргументы, а также то, что правительственное постановление (16.03.1998 г. № 292) «О мерах по государственной поддержке реализации программы эколого-экономического и социального развития горной Раховщины на 1998—2005 годы» предусматривало превращение этого уникального края в зону экологически ориентированного туристско-оздоровительного комплекса общегосударственного значения и возможности открытия в городе Рахов еще одних железнодорожных ворот Украины в страны Евросоюза, с целью сохранения уникальных природных и культурных ценностей Закарпатской Гуцульщины, считаем необходимым и целесообразным образовать Раховскую единицу административно-территориального устройства субрегионального (районного) уровня.

Кстати

В случае админреформы расстояние от самых отдаленных горных населенных пунктов Раховщины до города Тячев (возможного административного центра ОСР) будет составлять около 110 километров по заброшенным горным автомобильным дорогам со сложным рельефом.

Федор ГАМОР, доктор биологических наук, профессор, заслуженный природоохранник Украины, заместитель директора Карпатского биосферного заповедника;

Николай ПОПЕНКО, депутат Раховского городского совета.

Закарпатская область.