Сергей Чайка. «Нападение казаков на турецкий флот».

Уничтожение в 1775 году Запорожской Сечи по личному указанию императрицы Екатерины II, окончательная ликвидация украинского казацкого войска в 1760—1780-х годах вместе с традиционным административно-военным устройством, существовавшим на Гетманщине, прекращение деятельности украинских финансовых и судебных инстанций окончательно превратили Украину в российскую колонию с ее золотоордынскими традициями, невиданной доселе коррупцией и крепостничеством. Немке Софии-Фредерике-Августе, принцессе Ангальт-Цербстской, волею судьбы занявшей престол Российской империи, чужим был собственный муж, император Петр III, которого с молчаливого согласия Екатерины II задушил фаворит князь Орлов, чужды были и народные ожидания и надежды.

Тарас Шевченко писал об императрице с ненавистью и презрением: «Тая цариця — Лютий ворог України, Голодна вовчиця!». Презирал «вовчицю» за властолюбие и лицемерие, уничтожение украинского казачества. Ликвидируя гетманство в 1764 году, она настаивала: «Нужно, чтобы само имя гетмана исчезло, а не то, чтобы какого-то другого человека назначили на эту должность». И добавляла: «Употребление слова «запорожский казак» будет рассматриваться нами как оскорбление нашего императорского величества». Екатерина II постоянно повторяла графу Румянцеву: «Украина — очень богатый край; но благодаря автономным порядкам империя не получила от нее почти никакой пользы, никакой прибыли». Раздражало императрицу и то, что Сечь оставалась островком демократии в океане феодально-крепостнического и национального угнетения, царившего в России. С первого взгляда Екатерине не понравился и кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский, прибывший вместе с военным кошевым писарем 9 сентября 1762 года в Петербург на коронацию царицы. Она вслед за делегацией, которая возвращалась в Украину, направила требование устранить кошевого с должности, но казаки проявили непослушание. Калнышевский был кошевым атаманом короткое время в 1762-м, а затем бессменно держал булаву с 1764-го по 1775 год. Как настоящий хозяин, он заботился о развитии сельского хозяйства, расширении торговли, заботился о строительстве школ и церквей. Благодаря его деятельности последний период истории Запорожья ознаменовался экономическим подъемом.

В 1768—1774 годах Запорожское Войско приняло активное участие в русско-турецкой войне. «На театрах войны казаки были ударной, опытной и храброй силой иррегулярных войск русской армии. Запорожцы, издавна знавшие тактику турецко-татарских войск в условиях причерноморских степей, хорошо ими изученных, лучше могли противодействовать подвижной, легкой азиатской коннице, составлявшей основную силу противника», — отмечает доктор исторических наук Елена Апанович. Во время войны Калнышевский непосредственно возглавлял конное соединение Запорожского Войска и одновременно был командующим всей запорожской армией. В составе авангардных войск 2-й русской армии казаки отличились при выполнении главной стратегической задачи кампании 1771 года — захвате Крыма, участвовали в штурме турецкой крепости Силистрии и десятках других операций.

За победу в этой войне Войско Запорожское получило благодарность от царицы, а атаман — высшую награду империи — орден Андрея Первозванного с бриллиантами. Золотой медалью с бриллиантами его наградили за организацию блокады турецкой крепости Очаков в 1770 году. Уже весной 1775-го «ненужных» казаков обвинили в захвате чужого имущества и попытках создать независимое управление — Сечь разрушили. По распоряжению царицы Калнышевского, которому уже исполнилось 85 лет, арестовали и этапом отправили в Соловецкий монастырь, на остров в Белом море, в 160 км от полярного круга. В каземате, выложенном из огромных, холодных зимой и летом, каменных глыб атаман просидел долгих 25 лет. Его родные так и не узнали, куда подевался атаман и какая тяжелая участь его постигла. В камере, из которой кошевого выпускали три раза в год, на большие церковные праздники, Калнышевский ослеп и был освобожден из заключения в возрасте 110 лет уже другим царем Александром I. В родную Украину атаман так и не вернулся, он умер на Соловках в 1803 году. Петр Калнышевский канонизирован Украинской церковью, а многие художники посвятили ему свои произведения. Среди них — и известная киевская художница Наталья Павлусенко, работающая в жанре исторической реконструкции уже более десяти лет.

«Ее кисти принадлежат 12 портретов героев казацкой эпохи. Это Северин Наливайко, Иван Подкова, Богдан Хмельницкий, Петр Сагайдачный, Петр Дорошенко, Иван Мазепа, Иван Скоропадский, Петр Калнышевский, Иван Сирко и другие, — говорит член Национального союза художников Александр Мельник. — Далеко не у всех казацких предводителей были прижизненные портреты, а большинство сохранившихся — плохого качества: как и с исторической точки зрения, так и с художественной. Это и подтолкнуло художницу к идее воссоздания и совершенствования уже существующих образов, создания новой иконографии выдающихся личностей прошлого Украины. Для этого она проштудировала ряд исторических исследований, консультировалась с ведущими историками, реконструкторами, знатоками эпохи казачества. Это, в частности, доктор исторических наук О. Ковалевская, исследователи исторической одежды С. Шаменков, Г. Яровая. В своем произведении художница пыталась избежать дешевой героизации, создать правдивые образы деятелей прошлого. Для достижения этой цели использовался пример живой натуры, в чем любезно помогли актеры Киевского академического театра имени Ивана Франко. Например, прижизненного изображения Северина Наливайко не существует. Поэтому портрет этого гетмана был написан на основе литературного портрета, созданного художественным словом Николая Винграновского в романе «Северин Наливайко». А его психологический портрет помогла создать фотография героя АТО Александра Мороза с выставки фотографа и журналистки Вики Ясинской «Портрет солдата». Интересно, что согласно исследованию доктора исторических наук О. Ковалевской, команда ученых и криминалистов СБУ создала в 2017 году электронное изображение Ивана Мазепы, которое странным образом совпало с портретом Натальи Павлусенко, написанным в 2007 году и о котором ни О. Ковалевская, ни ее команда не знали».

Наталья Павлусенко. 
«Кошевой атаман Петр Калнышевский».

Фото предоставлены Александром Мельником.